В связи с решением Президента о создании нового Агентства по борьбе с экономическими преступлениями, «Ак жол» потребовал ликвидировать дублирующие ведомства и направил Правительству комплекс предложений предвыборной программы, включая меры по поддержке бизнеса, укреплению Независимости, развитию демократии, обеспечению социальной справедливости, борьбы с коррупцией

» Депутатские запросы » В связи с решением Президента о создании нового Агентства по борьбе с экономическими преступлениями, «Ак жол» потребовал ликвидировать дублирующие ведомства и направил Правительству комплекс предложений предвыборной программы, включая меры по поддержке бизнеса, укреплению Независимости, развитию демократии, обеспечению социальной справедливости, борьбы с коррупцией

27.01.2021, 13:42

Премьер-Министру РК

Как известно, вчера на заседании Правительства, Президент К.Токаев дал ряд важных поручений.

 В частности, из наиболее резонансных инициатив Президента нужно отметить создание нового Агентства по борьбе с экономическими преступлениями, целью которого обозначена работа с лжепредприятиями и злостными неплательщиками.

При этом, как известно, в стране уже существуют как минимум два госоргана, занимающиеся аналогичными вопросами – это Агентство по противодействию коррупции и Служба экономических расследований Минфина РК.

Их деятельность так или иначе связана с прессингом на бизнес: так, в прошлом году, по запросу фракции «Ак жол» Генеральная прокуратура прекратила 16 незаконных уголовных дел и привлекла к ответственности 150 сотрудников СЭР за нарушения законных прав предпринимателей.

В этой связи, во избежание даже не двойного, а тройного давления на бизнес, фракция «Ак жол» требует провести чёткое разграничение сфер и полномочий указанных госорганов, а также ликвидировать те из них, чьи функции дублируют функции вновь создаваемого агентства.

Данные решения крайне необходимы, т.к. по сообщениям предпринимателей, схемы по незаконному обналичиванию гигантских сумм и уклонению от налогов нередко создаются и навязываются бизнесу самими коррумпированными чиновниками подобных ведомств при шантаже и вымогательстве взяток.

Надеемся, что новое Агентство будет свободно от таких недостатков.

Ещё более важными, на наш взгляд, стали поручения Президента по малому и среднему бизнесу.

Фракция «Ак жол» с момента введения режима ЧП 11 марта прошлого года направила несколько десятков конкретных предложений по поддержке МСБ в условиях карантина.

К сожалению, многие наши требования остаются неуслышанными. Между тем, тысячи предпринимателей фактически разорены, их бывшие работники просто бедствуют.

На встречах с предпринимателями торговли и сферы услуг, нам говорят – если санврач запрещает работать, пусть он и скажет, как нам выживать. Откуда платить аренду, коммунальные, кредиты банкам, а людям – зарплату.

Мы считаем, что в рамках мер противодействия экономическому кризису, вызванному пандемией COVID-19, настала необходимость рассмотреть введение мер прямой финансовой поддержки пострадавших, но возобновивших работу субъектов МСБ – т.е. не через банки, не только субсидирование кредитов и отсрочки налогов, но и путём компенсации половины фонда заработной платы сохранившимся работникам, 50% арендных и коммунальных платежей и т.д. 

Эти меры мы вносили в Программу партии «Ак жол».

Так как по итогам прошедших выборов наша программа получила широкую поддержку избирателей, а также в связи со вчерашними поручениями Президента, фракция «Ак жол» направляет Правительству весь комплекс предложений нашей предвыборной программы, которая включает и меры по поддержке бизнеса, и предложения по укреплению Независимости, развитию демократии, обеспечению социальной справедливости, борьбы с коррупцией и многое другое, на 18 листах.

Предложения Демократической партии «Ак жол» вновь назначенному Правительству РК

по реализации программы ДПК


НЕЗАВИСИМОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ «АЛАШ»

● Принять закон о расширении сферы применения государственного языка в соответствии с его конституционным статусом, включая экономику и финансы, деятельность государственных органов и иностранных инвесторов. Соответствующий законопроект депутатской фракции «Ак жол», внесённый в 2012 г., был заблокирован правительством. Партия актуализирует и внесёт его снова в ближайшее время.

● В 2020 году исполнилось 100 лет Казахской автономной Республике, эволюционировавшей из автономии «Алаш» и послужившей платформой современного Казахстана. В 2019 году Демократическая партия «Ак жол» предложила правительству официально отметить эту дату и рассмотреть вопрос об использовании наряду с термином «Казахстан», – названия «Казахская Республика», которое признавала даже тоталитарная советская власть. Эту инициативу также поддержал институт истории им.Ш.Валиханова.

Демпартия «Ак жол» считает целесообразным, наряду с названием Казахстан, использовать исторически аутентичное название Казахская Республика.

● В мае 2020 года Демократическая партия «Ак жол» поддержала поручение президента К.Токаева о продолжении мер по реабилитации жертв сталинских репрессий. Мы призвали начать работу по международному признанию Великого голода (Ашаршылык) 1929-32 г.г. совершённого тоталитарной властью против казахского народа. В этом же ключе необходимо рассматривать кровавое подавление регулярными войсками большевиков – сотен казахских восстаний, сопротивлявшихся коллективизации и насильственному оседанию, массовые расстрелы аулов, спасавшихся бегством за кордон. 

Демократическая партия «Ак жол» считает де-коммунизацию важным элементом восстановления исторической справедливости по отношению к миллионам жертв нашего народа, замученных и расстрелянных большевиками в годы репрессий.

Предлагаем отказаться от рудиментов коммунистической идеологии в наименованиях улиц, населённых пунктов и иных объектов; а также  в оценке национальной истории Республики.

Вопрос о земле всегда был одним из ключевых в национальной идее «Алаш». Как известно, в 2021 году истекает земельный мораторий, введённый после многочисленных митингов против выделения земли иностранцам в 2016 г.

В тот период Демократическая партия «Ак жол» направила земельной комиссии Правительства предложение – в целях предотвращения сепаратизма, запретить не только продажу, но и аренду земли гражданам и компаниям из государств, имеющих общую границу с нашей страной.

Однако это предложение чиновники даже не включили в итоговый протокол комиссии.

В этой связи, требуем законодательно запретить продажу земли иностранцам и её аренду гражданам и компаниям из сопредельных с Казахстаном государств.

● Усилить работу по возвращению соотечественников на историческую родину, помощь и поддержку қандастарам в обеспечении жильём и работой; по скорейшей адаптации в качестве полноправных граждан Республики.

На фоне провокационных заявлений политиков соседних государств особое значение представляет внутренняя  миграция северного региона.

Предлагаем законодательно закрепить предоставление гражданства Казахстана, а также долгосрочных виз для иностранных рабочих – только после сдачи экзамена на знание основных требований Конституции РК, государственного языка и традиционных правил поведения в Казахстане. Демонстративное неуважение иностранных работников к общественным нормам поведения, достоинству и национальным чувствам казахстанцев, как это имело место в 2019 году в Атырау, должны служить основанием для немедленной депортации из нашей страны.

  1. ДЕМОКРАТИЯ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

II.1. Демократическая партия «Ак жол» выступает за усиление институтов парламентаризма и поэтапный переход от президентской системы к Парламентской Республике.

Нынешний период создал возможности для планомерного перехода от монополии власти –к системе сдержек и противовесов, которая бы учитывала альтернативные мнения в решении государственных вопросов.

● Казахстану нужен не только национальный совет доверия, но и Правительство национального доверия.

Согласно действующей Конституции, президент выступает гарантом взаимодействия всех ветвей власти. Это означает, что фигура президента должна быть равноудалённой и от парламента, и от правительства.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что состав правительства должен формировать не глава государства, а победившая на парламентских выборах партия, которая и будет вносить его на утверждение президенту и нести ответственность за все достижения и провалы своего правительства. Такова практика развитых демократий.

● Логическим продолжением этого процесса должно стать введение прямой выборности акимов городов (включая мегаполисы) и других населённых пунктов их жителями.

● Нужно избавляться и даже законодательно запретить практику, когда филиалы партии власти возглавляют акимы. Акимы должны служить всему обществу, а отдельной партии.

● Нужно расширить контрольные функции Парламента и маслихатов, прежде всего – наделив их правом парламентских расследований событий, получивших общественный резонанс – таких как нарушения гражданских прав и свобод, гибель людей или факты коррупции в эшелонах власти.

● Необходимо усилить полномочия Парламента в утверждении и контроле бюджета государства.

Во-первых, это бюджеты нацкомпаний, их «дочек», различных РГП и ТОО при министерствах и акиматах, вроде «СК-Фармации» или СПК. Все они должны стать максимально прозрачными, включаться в республиканский и местные бюджеты, а их руководство – отчитываться перед Парламентом и маслихатами о расходах и достигнутых результатах.

– Руководители нацкомпаний и СПК должны назначаться по согласованию с Парламентом и маслихатами.

– Вся полученная чистая прибыль нацкомпаний и госпредприятий должна поступать в бюджет. Если через 5-10 лет после создания какая-то госкомпания всё ещё просит деньги у государства – значит, она работает не на государство, а на свой карман. Такие компании нужно ликвидировать, на их место придёт частный бизнес, который будет работать на свои деньги, да ещё платить налоги в бюджет.

● Во-вторых, – все обязательные платежи граждан и бизнеса, которые хоть и называются «накопительными», «страховыми» или «членскими взносами», по сути, превратились в дополнительные налоги. Управление этими фондами, назначение руководителей, административные расходы, зарплаты и премии сотрудников также должны проходить через открытое обсуждение и контроль в Парламенте.

● В 2020 году, благодаря поручению президента и поддержке всех коллег в Мажилисе и Сенате, Демократическая партия «Ак жол» смогла провести закон «О парламентской оппозиции».

Тем самым прекращена практика, когда нашим депутатам отключали микрофоны, а наши поправки в законы подвергались «цензуре» правительства.

Теперь нужно развивать этот закон. Например, в законе была принята норма о назначении председателем комитета одного депутата от оппозиции. Однако в новом составе Мажилиса была достигнута договорённость и избраны два председателя комитета. Следовательно, необходимо внести поправку, что депутаты от оппозиции имеют право возглавить не один, а «не менее одного» комитета Мажилиса (как и было в изначальной версии законопроекта); и т.д.

● Государство должно быть не только слышащим, но и решающим. Мало поднимать проблемы и принимать петиции, гораздо важнее – добиваться практических шагов, которые ожидает общество.

Поэтому у Парламента должно быть право выделять средства на нужды избирателей даже вопреки возражениям Правительства.

Предлагаем закрепить небольшую, но конкретную долю расходов бюджета (1%) для финансирования парламентом (через бюджетные процедуры) наказов избирателей, имеющих общественное значение. Иногда построить пешеходный мост через железнодорожный переезд или заасфальтировать улицу важнее, чем выплатить миллионы на премии госкомпаний.

II.2. Ключевым вопросом и зеркалом демократии в любой стране являются честные выборы. Избирательная система Казахстана нуждается в глубоких реформах, гарантиях прав граждан и защите от фальсификаций. Например, на предыдущих выборах в маслихаты, под разными предлогами, вроде расхождения налоговых данных на 100-200 тенге, были сняты около ста членов партии «Ак жол».

● Нужно запретить снимать «неудобных» кандидатов с избирательной кампании. Все претензии к кандидатам нужно рассматривать после голосования, в полноценном судебном процессе.

Необходимо установить допустимые отклонения в налоговых декларациях, чтобы сильные кандидаты не отстранялись от выборов за незначительные расхождения. Регистрационный взнос кандидата установлен в 10 МРП, эту же сумму нужно утвердить как допустимое отклонение в налоговой декларации.

● Полагаем необходимым обязать участковые избирательные комиссии в течение часа после окончания подсчёта голосов оформить протокол итогов голосования и выдавать наблюдателям и официальным представителям кандидатов заверенные копии этих протоколов.

Запретить вынос урн с бюллетенями с избирательного участка до официального подсчёта голосов и оформления протоколов.

Нарушения этих требований должны приводить к уголовной ответственности.

● С учётом недостатков нынешних выборов, предлагаем ввести прямую он-лайн трансляцию в интернет хода голосования и подсчёта бюллетеней с каждого избирательного участка, с демонстрацией на камеру каждого бюллетеня. Трансляцию необходимо снабдить системой автоматического распознавания лиц, для выявления и пресечения случаев повторного голосования (т.н. «каруселей»).

Видео со всех участков должно затем архивироваться и храниться на сервере в Центризбиркоме, для возможного пересчёта голосов в случае необходимости.

● В рамках реформирования выборной системы, считаем также необходимым упростить регистрацию новых политических партий до 10 тысяч членов, а также снизить порог прохождения партий в Мажилис и маслихаты с 7 до 5%.

III. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ДЕ-ОФШОРИЗАЦИЯ

Главное противоядие коррупции – подотчётность чиновников перед обществом.

● Помимо законодательного запрета УДО для коррумпированных чиновников, мы предлагаем ограничить права выезда за границу и управления зарубежной собственностью для коррупционеров даже после отбытия наказаний. В частности – запретить выезд за границу на 10 лет. Эта мера заставит их возвращать капиталы обратно в Казахстан, а не уезжать к спрятанным деньгам. Пусть инвестируют в собственную страну и строят достойную жизнь на родине.

● Ввести такой вид наказания осужденных коррупционеров, как запрет на проживание в городах республиканского значения и областных центрах. Пусть едут в малые города, райцентры и аулы, строят там дома, инвестируют в местный бизнес и поднимают качество жизни. Многие из них имеют накопления и хорошо разбираются в управлении финансами, пусть приложат свои капиталы и умения для развития регионов.

● Для пресечения хищений и вывода государственных средств под видом приобретения товаров и оборудования за рубежом на непрозрачных условиях, нужно запретить совершать сделки с предприятиями, зарегистрированными в зарубежных офшорных юрисдикциях госорганам и нацкомпаниям, а также исполнителям контрактов по госзакупкам и закупкам квазигосударственного сектора. Депутаты Демпартии «Ак жол» неоднократно вскрывали такие факты, когда, например, даже система МВД закупала оборудование через офшорную компанию. Тогда по запросу фракции были выявлены многомиллионные финансовые нарушения.

● Важнейшим инструментом противодействия коррупции является публичность власти и её подотчётность перед обществом. Нельзя закрывать рот прессе, Демократическая партия «Ак жол» выступает в защиту журналистов от преследований за разоблачительные публикации. Мы считаем необходимым не только полностью де-криминализировать статью о клевете, но исключить её из административного кодекса и перевести в сферу гражданских правоотношений.

 ● Другим приоритетным направлением в борьбе с коррупцией нужно назвать возвращение из офшорных зон в Казахстан многомиллиардных средств, украденных у нашего народа.

Считаем, что эту работу нужно довести до практической реализации, а также добиваться создания двусторонних рабочих групп со всеми странами, куда предпочитают выводить наворованные капиталы отечественные коррупционеры. Нужно добиваться, чтобы у коррупционеров «горела земля под ногами» и не было укромных уголков прятать наворованное.

● Демократическая партия «Ак жол» продолжает настаивать на отмене банковской тайны в отношении банковских счетов в офшорах членов правительства, акимов, руководителей других госорганов, нацкомпаний и госпредприятий.

●  В соответствии с международным опытом, мы предлагаем ввести в законодательство понятие «богатство необъяснимого происхождения», как один из важных признаков коррупции.

 Нужно обязать чиновников, обладающих имуществом и деньгами в офшорных зонах – объяснить происхождение их богатств. В случае отсутствия объяснений, Казахстан должен конфисковать эти деньги, или его конфискуют другие государства, как уже происходит там, где стали применять понятие «необъяснимого богатства».

● Необходимо вводить выборность судей. Честность и репутация судей должны гарантироваться, любые контакты судей или сотрудников правоохранительных органов с криминальными авторитетами, лицами, имеющими судимость за уголовные или коррупционные преступления – должны вести к немедленной отставке.

IV. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Главной проблемой Казахстана и главной угрозой его государственности является нарастающий социальный разрыв между богатыми и бедными.

Для обеспечения социальной справедливости:

Надо ограничить процентные ставки кредитов по ипотеке, потребительским товарам, МСБ и на неотложные нужды населения – не более 7-8%.

● Для защиты людей и их детей от коллекторов – принять закон «О банкротстве физических лиц», в котором защитить право разорившихся заёмщиков на сохранение единственного жилья и социальные гарантии.

● Нужно установить бережное отношение к накоплениям народа, обеспечить прозрачность в деятельности ЕНПФ и Фонда социального и медицинского страхования. Руководители этих фондов должны назначаться по согласованию с Парламентом, а их бюджеты, зарплаты сотрудников и административные расходы должны открыто обсуждаться и утверждаться Парламентом.

● Предлагаем разрешить вкладчикам ЕНПФ, самостоятельно управлять размещением своих средств, в том числе на депозитах в банках второго уровня, в пределах объёма государственной системы гарантирования вкладов. Объёмы государственного гарантирования по таким депозитам следует пересмотреть в сторону увеличения. Тогда граждане получат более высокую доходность по пенсионным накоплениям, а банки получат дополнительные финансовые ресурсы для кредитования экономики.

● Работу Фонда социального и медицинского страхования также следует привязать к конкретным вкладчикам.

Каждому гражданину нужно закрепить его персональный счёт в Фонде, куда будут зачисляться его платежи, и откуда, только по согласию самого вкладчика, могут оплачиваться деньги за его лечение  или его близких.

В случаях некачественного лечения, или неудовлетворительного обращения – клиент должен иметь право отказаться от оплаты таких услуг. Кроме того, сам Фонд обязан контролировать качество получаемых его вкладчиками медицинских услуг и проводить постоянную работу (принимать необходимые меры) по жалобам пациентов.

Тогда персонал будет внимательно относиться к своим обязанностям, а добросовестные медицинские работники будут получать достойную оплату своего тяжёлого труда.

● Для поддержки сельской молодёжи, переезжающей в города, акиматы должны массово строить компактное социальное жильё, с помещениями под небольшие производства, образовательные учреждения и социальную инфраструктуру.

Такое жильё должно быть скромным и недорогим, чтобы у молодёжи была мотивация по мере адаптации в городе, получения образования и работы – вставать на ноги и самостоятельно обеспечивать себе более комфортные условия.

● Для мотивации молодых семей и повышения рождаемости, Демократическая партия «Ак жол» с 2013 года настойчиво предлагает ввести субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам для молодых семей в размере 25% при рождении каждого ребенка. Тогда при рождении второго ребёнка государство будет субсидировать 50% ипотеки, а при рождении 4-го ребёнка, такая семья должна переводиться в категорию многодетных, со снижением ипотеки до 0%.

Сегодня правительственные программы  ориентированы на многодетные семьи. Но никакая семья не становится сразу многодетной. Нужно поэтапно стимулировать молодёжь к рождению каждого очередного ребёнка.

● Социальная защита – минимальная пенсия, минимальная зарплата и социальные пособия должны рассчитываться в прожиточном минимуме, который должен определяться из реальной стоимости потребительской корзины, включающей необходимые затраты на полноценное питание, одежду, коммунальные расходы и проезд на общественном транспорте.В европейских странах в потребительскую корзину включатся и расходы на культурный досуг, так как он также влияет на качество жизни.

● Очереди на жильё в каждом городе должны вестись в открытом доступе, чтобы каждый мог проследить её продвижение и выявить мошенничество. Пока же поступают сигналы, что чиновники акиматов и их родственники получают по несколько квартир, которые сдают в аренду и наживаются на тех, кто десятилетиями  ждёт своего единственного жилья.

В этой связи, предлагаем провести ревизию выданного акиматами социального жилья. Если это жильё было перепродано другим лицам, или сдаётся в аренду – такие квартиры должны изыматься и перераспределяться инвалидам, сиротам и многодетным семьям, стоящим в очереди.

● Таланты детей не зависят от места жительства или рода занятий их родителей. Но если для городских талантливых детей имеются разные возможности получить качественное образование в разных специальных школах, то у сельских школьников таких шансов очень немного.

Поэтому необходимо создание сети учебных заведений для одарённых детей из сельской местности.

● Ситуация с пандемией высветила бесправное положение и огромные риски для здоровья и жизни медицинских служащих. По аналогии со статусом педагога, необходимо принять Закон «О статусе врачей и медицинских работников», закрепить их выплаты за риски, защитить профессиональное и человеческое достоинство.

В целом, нужна отдельная и системная программа против отъезда из страны талантливой молодёжи, против «утечки мозгов». То, что ежегодно Казахстан покидают и уже не возвращаются тысячи талантливых юношей и девушек – это наша национальная беда.

Жить и работать в Казахстане, получать перспективы роста на родине должно быть гораздо привлекательнее, чем в любой другой, чужой стране.

V. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Поддержка предпринимательства имеет значение не только в качестве развития экономического потенциала, но прежде всего – как главный инструмент решения проблемы безработицы, создания новых рабочих мест и обеспечения казахстанцев источниками дохода.   Мы считаем крайне необходимым внедрение реально привлекательных стимулов для инвестиций, таких как: ● возврат 50% инвестиций после запуска и устойчивой (более 3-5 лет) работы предприятий реального сектора экономики;   ●законодательное закрепление ответственности за неисполнение обязательств государства по предоставлению преференций в инвестиционных контрактах, проектах ГЧП, реализации производств на территории СЭЗ.   ● полное освобождение предприятий в свободных экономических зонах от всех видов налогов на 10 лет. Их вклад в экономику – новые технологии, рабочие места и подготовка квалифицированных кадров. Наши СЭЗы пустуют и не дают нужного эффекта, потому что предоставленные льготы не работают и отстают от аналогичных мер во многих других странах. В целом, инвесторам должны предлагаться не те преференции, которые придумывают чиновники, а те, которые нужны самому бизнесу. Государство должно быть открытым для обсуждения любых видов преференций, под встречные обязательства инвесторов.    В условиях пандемии президент и правительство приняли комплекс мер по поддержке бизнеса, на эти цели были выделены колоссальные бюджетные средства. Многие из них, прежде всего – в налоговой сфере, такие как снижение НДС на социально-значимую продукцию с 12 до 8%, отсрочка уплаты налогов, отмена налогов на фонд оплаты труда и т.д. – сыграли важную роль, реально помогли продержаться и спасли от разорения тысячи предпринимателей. В то же время, далеко не все меры дали нужный эффект, в том числе из-за фактов коррупции. В целях преодоления негативных экономических последствий ситуации с пандемией, Демпартия «Ак жол» предложила  осуществить следующие меры: Провести налоговую амнистию, освободить малый и средний бизнес от выплаты НДС, КПН и налога на имущество до полного восстановления платежеспособности МСБ.Полностью освободить микробизнес и «самозанятое» население от налогов. Этим людям надо сказать «Спасибо» за то, что они работают на земле, не сидят на шее у государства и сами кормят свои семьи.Актуализировать вопрос по снижению базовой процентной ставки НБ РК до 4-5% с последующим снижением ставки процентов по кредитам БВУ. Аналогичным образом должна быть снижена ставка нот Национального банка по привлекаемым средствам от БВУ. Тогда свободные средства банки будут вынуждены направлять на кредитование экономики. Лучшая защита от девальвации и инфляции – развитие собственного производства потребительских товаров. А когда Нацбанк говорит, что держит высокую ставку в целях сдерживания инфляции – на самом деле, он сдерживает производство, стимулирует импортозависимость и инфляционные ожидания в экономике.   Следует обязать банки второго уровня, по заявкам бизнеса проводить рефинансирование всех действующих кредитов по новым пониженным ставкам 6%, без комиссий и перенесения прежней долговой нагрузки. Поступают сообщения, что БВУ требуют оплатить комиссию за рефинансирование ставок даже по ранее субсидировавшимся кредитам, в связи с увеличением порога субсидирования фондом «Даму».   ● Нацбанку РК и Агентству по регулированию финансового рынка необходимо проработать с БВУ механизмы снижения их потерь и правовое регулирование такого рефинансирования. Следует запретить банкам отказывать в рефинансировании кредитов, если об этом просит МСБ. Как сообщают предприниматели, пока этот вопрос отдан на усмотрение самих банков, они сталкиваются и с проявлениями корпоративной коррупции, и с нежеланием БВУ снижать ставки для сохраняющих платежеспособность клиентов. Демпартия «Ак жол» считает, что если предприниматель обратился за такой поддержкой – то банки обязаны её предоставить, тем более, что есть соответствующее поручение президента и выделенные государством средства.   Отложить обязательное введение контрольно-кассовых аппаратов с обязательной передачей данных и электронных счетов-фактур в МСБ до 2025 года.   Продлить освобождение МСБ от уплаты налогов с ФОТ до восстановления оборотов, с обязательством бизнеса направлять не менее 50% высвобожденных средств на выплату заработной платы работникам. Распространить меры поддержки МСБ на средний бизнес в форме ТОО. Сегодня эти меры (например, нулевая ставка КПН) применяется только к ИП. В целях поддержания отечественных производителей и снижения их расходов на услуги монополистов, возобновить практику применения ночного тарифа для потребления электроэнергии по выбору самих предпринимателей. Сегодня отказ от ночного тарифа увеличил соответствующие затраты до 15%.В целом, провести полномасштабную ревизию обоснованности тарифов монополистов (прежде всего в энергетике и ж/д транспорте) и их управляющих структур при акиматах, произвести перерасчёт и возврат излишне уплаченных сумм по необоснованно завышенным тарифам. В рамках мер противодействия экономическому кризису, вызванному пандемией COVID-19, предлагается рассмотреть введение мер прямой финансовой поддержки пострадавших, но возобновивших работу субъектов МСБ – т.е. не через банки, субсидирование ставок, отсрочки налогов, но и путём компенсации половины фонда зарплаты, арендных и коммунальных платежей и т.д.     Назрела экономическая и политическая необходимость ликвидации посреднических структур во взаимоотношениях государства и бизнеса – всех институтов развития вроде Фонда «Байтерек», «КазАгро», ИФК, и др. Институты развития, создававшиеся для поддержки бизнеса, фактически выступают «узким горлышком», сосредоточив выделяемые государством средства и ресурсы, и распределяя их через собственный фильтр, часто связанный с коррупционными механизмами. Миллиардные средства, выделенные на помощь бизнесу,  сознательно не осваиваются, годами накапливаются на депозитах в БВУ, а полученные проценты распределяются между менеджерами. Неосвоенные средства институтов развития следует возвращать в бюджет, как минимум – изымать в бюджет весь инвестдоход по их депозитам. У них достаточные зарплаты, учитывая низкую эффективность для бизнеса.   ● Следует оставить действующими только те национальные компании, которые непосредственно связаны с естественными монополиями и исключительными государственными интересами. Все дочерние фирмы таких компаний через приватизацию  передать в конкурентную среду. Серьезным проблемным вопросом для бизнеса на местах стала деятельность СПК в регионах, которые сосредоточили в своем непосредственном влиянии  земельные участки, месторождения общераспространённых полезных ископаемых и т.д. Доступ к этим ресурсам бизнес может теперь получить, только отдавая долю в проектах. Это привело к практическому превращению СПК в легальную форму вымогательства. При этом, как показывает практика, СПК не справляются даже с ролью стабилизационных фондов на продовольственном рынке. Несмотря на отчёты об уровне инфляции на продовольственные товары на уровне 4%, фактически цены даже на отечественные продукты, например на муку, повысились на 25-30%. Это опровергает и заявления Нацбанка о «сдерживании инфляции», и роль СПК. Следует ликвидировать подобные СПК, с передачей их ресурсов  в свободный оборот.   ● Обострилась тема нехватки потребительских товаров собственного производства. Эта ситуация создаёт импортозависимость нашего внутреннего рынка, болезненные колебания курса валют и инфляционные риски. В рамках чрезвычайного положения президент принял волевое решение о введении пониженной ставки НДС на ряд социально-значимых товаров, хотя действующий Налоговый кодекс не предусматривает подобных ставок. Дифференцированные ставки НДС широко применяются странами ОЭСР и Евросоюза для поддержки приоритетных секторов, прежде всего – социальной продукции, вроде продуктов питания, одежды, детских товаров, жилищного строительства, услуг населению. Это важный инструмент экономической политики, позволяющий налогам играть стимулирующую роль. Демпартия «Ак жол», с первых дней в парламенте вносит предложения о внедрении данного механизма в отечественной практике, нами направлены более двадцати запросов и предложений в законы. Но правительство упорно блокирует такие предложения, ссылаясь на трудности для налоговых служб. Снизив своим решением ставки НДС на ряд социальных товаров с 12 до 8%, президент сделал шаг, который выходит за рамки действующего Налогового кодекса и оказался возможным лишь благодаря режиму ЧП. Крайне важно закрепить этот подход в законе, что мы и попытались сделать уже 15 апреля 2020 года, внеся очередной запрос правительству и поправки в Налоговый кодекс. Однако ответ госорганов остался прежним, цитируем: «Применение пониженной ставки НДС приведет к усложнению налогового учета… Предлагается использовать менее обременительные механизмы». То, что налоги должны быть удобными для бизнеса, а не для чиновников – хорошо понимают в Европе, но никак не получается доказать у нас. Демократическая партия «Ак жол» будет настаивать на введении пониженных ставок НДС на уровне 0-6% для социально-значимых товаров и приоритетных отраслей бизнеса.   ● В целях развития перерабатывающих отраслей промышленности и производства готовой продукции, предлагается максимально понизить ввозные таможенные пошлины на сырьё, материалы, оборудование и комплектующие, используемые отечественными товаропроизводителями. Для освоения отечественными предприятиями производства оборудования и комплектующих нефтегазового и горного оборудования, используемого крупными иностранными недропользователями в рамках сотрудничества с оригинальными производителями, необходимо освобождение такой продукции от НДС на внутреннем рынке. Иначе завозить чужое оборудование намного дешевле, чем покупать казахстанское.   ●  В то же время, импортозамещение не должно являться самоцелью, чтобы любой поддерживать  неконкурентоспособный бизнес. Отечественная продукция должна отвечать самым высоким требованиям как в Казахстане, так и на международных рынках. В этих целях необходим коренной пересмотр политики технического регулирования в стране.   ●Следует полностью де-криминализировать экономические нарушения. За них нужно наказывать экономическими же методами, прежде всего – штрафами. Нужно прекратить уголовные преследования предпринимателей, которые оборачиваются арестами, вымогательствами и уничтожением бизнеса. Аресты нужно заменить денежным залогом.   ● Прекратить тотальное давление на бизнес различных групп под видом «эпидемиологического мониторинга». Этот «мониторинг» стал формой массового вымогательства и шантажа, при молчаливом попустительстве уполномоченных органов. Порядок проверок бизнеса чётко прописан в Предпринимательском кодексе, включая ситуации эпидемии. Кодекс указывает, что такие проверки могут проводиться только под руководством уполномоченного органа – т.е. СЭС, и в течение дня обязательно регистрироваться в прокуратуре. Но, как сообщают предприниматели с мест, проверяющие состоят из сотрудников из акиматов и полиции, а СЭС только выписывает штрафы на основании их протоколов. Более того, сообщается, что мониторинговые групп нередко не трогают кафе и рестораны, принадлежащие родственникам чиновников, а также тех, кто согласился платить регулярную мзду. Штрафуют только тех, кто отказывается платить «дань» проверяющим. В итоге, эти меры не защищают население от заражений, а просто стали ещё одним видом массовых вымогательств, хотя бизнес и так пострадал от карантина. Органы прокуратуры должны защищать предпринимателей от таких самозваных «рейдов», а не занимать позицию постороннего. В этой связи, депутаты Демпартии «Ак жол» направили запрос правительству и генпрокурору с требованием урегулировать деятельность мониторинговых групп.   ● Составной частью работы должны стать переговоры с крупными иностранными недропользователями, на которых приходится большая часть корпоративного рынка. Иностранные сырьевые гиганты безразличны к казахстанским производителям. Ими ежегодно импортируется продукции на сумму более 8 трлн. тенге, хотя многое из этого имеется или может производиться в Казахстане. Демпартия «Ак жол» и ее парламентская фракции неоднократно высказывали возмущение отговорками местных госорганов по поводу 2-кратного отставания добывающих регионов в доле МСБ (10-15%) от общестранового (28,5%), хотя именно там, где есть производственные гиганты, местный бизнес должен опережать средние показатели. В развитых странах недропользователи, помимо уплаты налогов, обязываются растить местные руководящие кадры, создавать совместные сервисные компании с местным бизнесом, налаживать переработку добываемого сырья, и т.д. И в наших добывающих регионах МСБ также должен опережать средние показатели по стране – ведь чем больше денег поступает сырьевым гигантам – тем больше их должно оставаться в оплату местным партнерам. А если этого не происходит – значит, вся прибыль выводится из страны. Но ведь помимо налогов от продажи наших невосполняемых природных богатств, Казахстан должен получать новые технологии, новые сервисные предприятия, новые подготовленные кадры. Нужно законодательно обязать иностранных инвесторов растить казахстанские кадры, закупать отечественную продукцию и оборудование, при необходимости – создавая совместное производство, начав с освоения заменяемых узлов и деталей.   Привлечение иностранных работников должно носить исключительный характер и персонально рассматриваться на уровне министерства труда, НПП и федерации профсоюзов

 

VI. ВЗВЕШЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

На фоне глобализации многих международных процессов, включая пандемию, активизацию политической и экономической роли крупных соседних государств, прежде всего – России, Китая, Турции, появление сложных факторов международной повестки, таких как события в Белоруссии и Кыргызстане, война в Нагорном Карабахе, и т.д. – особое значение приобретет внешняя политика Республики.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что внешняя политика Республики, включая участие в интеграционных объединениях, должна опираться, прежде всего, на национальные интересы нашей страны, а также политику многовекторности в отношениях с основными субъектами на международной арене.

При этом, ни одно объединение, включая ЕАЭС, не должно подвергать риску такие ценности, как Независимость и территориальная целостность Казахстана. Мы выступаем против создания «над-национального парламента» и иных подобных идей, ограничивающих политическую самостоятельность нашего государства. Участие в интеграционных объединениях должно преследовать единственную цель – взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество, приобщение к лучшим достижениям человечества; и не претендовать на ограничение политической Независимости Республики.

События в соседних регионах также показывают необходимость поддержания высокой степени обороноспособности, оснащения  вооружённых сил самыми современными техническими средствами и средствами «гибридного» противостояния любым угрозам национальной безопасности и территориальной целостности Республики.