Выступление депутата Е.Омиргали в ходе тематического заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию на тему «О приватизации предприятий коммунальной сферы в городах и районных центрах»

» Выступления » Выступление депутата Е.Омиргали в ходе тематического заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию на тему «О приватизации предприятий коммунальной сферы в городах и районных центрах»

20.04.2021, 14:21

Уважаемые коллеги. В перечень предприятий в разрезе Акмолинской области предлагаемых к передаче в конкурентную среду вошли 7 ГКП на ПВХ это Кокшетау, Ерементау, Атбасар и т.д.

Анализ показывает, что предприятия являются убыточными. В случае передачи данных предприятий на приватизацию мы столкнемся с рядом негативных последствий. Т.е. давайте рассмотрим глазами потенциального покупателя. Что мы видим: первое – это убыточное предприятие с инфраструктурой, которая желает лучшего; второе – необходимое капиталовложение; третье – получить выгоду. Соответственно любой предприниматель будет преследовать третью позицию – выгоду и возврат вложенных инвестиций. Кроме того, имеются обязательства местных органов перед администраторами госпрограмм (Нурлы жол ДКЗ). Также само название предприятия не всегда подразумевает само ГКП на ПХВ в части имущества, которое необходимо для жизнедеятельности и привлекательности как бизнес. т.к. есть предприятия, не имеющие на балансе сетей, очистных сооружений, базы и тд. Если так, то нужно платить аренду за пользование сетями балансодержателю. Как такое предприятие продавать, и кто его купит!?

Но и это не главное. Самое страшное это когда частник, будучи собственником (если он не будет иметь какие-то субсидии от государства) начнет завышать тарифы, что может оказаться не подъёмным для народа. Не проще ли помочь и поддержать ГКПшки министерствам, фондам в части обоснованных тарифов и субсидии иначе есть опасение потерять то, что имеем и что вкладывали за все эти годы.

Потеря в сетях — это тоже есть ремонтно-составляющие, за счет тарифа это не решить, значит нужен дополнительный источник финансирования. Если это не бюджет, то сможет ли это частник осилить. При этом, учитываются ли печальный опыт, когда сети были приватизированы, а потом возращены в государственную собственность.

Тому есть пример: в г. Степногорске с 1991 года по 2007 водоснабжение было в составе Целинного горно-химического комбината. В начале 2000 годов после банкротства, услуги водоснабжения и очистке сточных вод передали в частную компанию «Джет7».

В 2008 году постановлением акимата предприятие было принято в коммунальную собственность г. Степногорск. По программе реконструкция сетей водоснабжения и канализации города и поселков с 2009 по 2016 г.г выделено с рб и областного бюджета 23 млрд.тенге. С 2017 по 2020 г.г по программе Нурлы – Жол получены кредитные деньги на реконструкцию систем водоснабжения в размере 7.1 млрд.тенге.   

Кроме того, на данный момент частная компания «Джет 7» сама просит принять на баланс акимат сети уже тепловые, при этом оставив в себе ГРЭС (районная электростанция государственного образца).

Как вы думаете – почему?

Вывод: приватизировать в форме продажи коммунальные предприятия нельзя! В крайнем случае передать в доверительное управление, но с четкими обязательствами сторон и осуществлением контроля за их исполнением.