15
Февраля

Предложения ДПК 'Ак жол' по поправкам в Конституцию РК - сравнительная таблица по состоянию на 15 февраля 2017 года

Предложения ДПК «Ак жол» по поправкам в Конституцию Республики Казахстан

по состоянию на 15 февраля 2017

 

 

Действующая норма

Предложено Рабочей группой

Предложение ДПК «Ак жол»

Статья 7

1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык.

2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

3.  Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.

 

 

Статью 7 дополнить подпунктом 4, следующего содержания:

4.  Каждый обязан уважать государственную языковую политику, традиции и обычаи народа Казахстана.

Статья 20, подпункт 2

2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

 

 

В подпункте 2 статьи 20, после слов «…не запрещённым законом способом.», добавить предложение следующего содержания:

Деятельность средств массовой информации и журналистов охраняется законом.

Статья 26, подпункты 1 и 2

1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.

Подпункты 1 и 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:

1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.

В дополнение  к предложению Рабочей группы по ст.26, добавить подпункт 3 в следующей редакции:

3. Действие настоящей статьи не распространяется на земельные отношения.

Вопросы собственности на землю регулируются подпунктом 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан.

 

 

Статья 31

1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

 

 

Подпункт 1 статьи 31 дополнить первым предложением следующего содержания:

1. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Далее по тексту: «…Государство ставит целью…»

 Статья 33, подпункт 1

1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

Статью 33 дополнить подпунктом 1-2 следующего содержания:

Коррупция – угроза государственности. Каждый обязан противодействовать коррупции всеми законными способами.

Статья 33, подпункт 3

 

3.Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

 

 

Подпункт 3 статьи 33 дополнить следующими словами:

«…и всенародном обсуждении. Порядок проведения референдума и всенародного обсуждения определяются законом.»

Статья 44, подпункт 3


[Президент] после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

В статье 44 подпункт 3) изложить в следующей редакции:

[Президент] после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает от должности Премьер-Министра Республики; по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства, за исключением министров иностранных дел и обороны, назначаемых и освобождаемых Президентом самостоятельно; принимает присягу членов Правительства; при необходимости председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

В дополнение  к предложению Рабочей группы по подпункту 3) ст.44, перед словами «после консультаций с фракциями политических партий» добавить:

  

«[Президент] по представлению победившей на парламентских выборах партии, и …» - далее по тексту.

Статья 44, подпункт 3


[Президент] после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

В статье 44 подпункт 3) изложить в следующей редакции:

[Президент] после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает от должности Премьер-Министра Республики; по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства, за исключением министров иностранных дел и обороны, назначаемых и освобождаемых Президентом самостоятельно; принимает присягу членов Правительства; при необходимости председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

В дополнение к предложению Рабочей группы по подпункту 3) ст.44, после слов «…по представлению Премьер-Министра, внесённому…», слова «после консультаций с Мажилисом Парламента» - заменить на «по согласованию с Мажилисом Парламента и фракциями политических партий…».

 

Статья 45, подпункт 2

В случае, предусмотренном подподпунктом 4) статьи 53 Конституции, Президент Республики издает законы, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 статьи 61 Конституции, - указы, имеющие силу законов Республики.

Подпункт 2 статьи 45 исключить.

Подпункт 2 статьи 45 изложить в следующей редакции:

В случае угрозы национальным интересам государства, экономики или общества, Президент Республики вводит мораторий и приостанавливает действие законов или законодательных норм, создающих такие угрозы.

Мораторий вступает в силу с момента официального опубликования, и подлежит одобрению Парламентом в месячный срок.

Статья 56, пункт 1

1.                  К исключительному ведению Мажилиса относится:

§          принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;

§          большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;

§          объявление очередных выборов Президента Республики;

§          осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.

 

 

Пункт 1 статьи 56 дополнить подпунктом следующего содержания:

 

- рассмотрение и одобрение программы вновь назначенного Правительства по социально-экономическому развитию Республики на среднесрочный период;

Статья 57, подпункт 5)

(Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты)

§     проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания;

 

 

Подпункт 5) статьи 57 изложить в следующей редакции:

§     проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания, назначает и проводит Парламентские расследования;

 

Статья 60

1.  Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой Палате.

2.  Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии.

3.  Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления.

4.  Порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом.

 

 

Статью 60 дополнить подпунктами 5 и 6, следующего содержания:

5.Депутаты Мажилиса Парламента, избранные от политических партий, образуют парламентские фракции.

6.Парламентские фракции политических партий обладают равными правами. Статус и полномочия парламентских фракций регулируются законом.

Статья 61, подпункт 6

Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.

 

 

Подпункт 6 статьи 61 дополнить следующим предложением:

Положительного заключения Правительства также не требуется для проектов законов и поправок в законы, инициируемых депутатами Парламента, если таковые не предусматривают сокращения государственных доходов или увеличения государственных расходов.

Статья 65, подпункт 2


Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра.

Подпункт 2 статьи 65 изложить в следующей редакции:

Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики после консультаций с Мажилисом Парламента в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра.

В дополнение к предложению Рабочей группы по подпункту 2 статьи 65, слова «после консультаций» - заменить на «по согласованию».

 

Статья 66, подпункт 9

9. Подпункт исключен - Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года N 284

Дополнить статью 66 подпунктом 9-1) следующего содержания:

[Правительство] по согласованию с Президентом Республики утверждает единую систему финансирования оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета

В дополнение  к предложению Рабочей группы по статье 66, дополнить подпунктом 9-2 следующего содержания:

При этом система финансирования и оплаты труда работников Парламента утверждается по согласованию с руководством Палат Парламента.

Объёмы финансирования Парламента должны составлять не менее половины аналогичных расходов Правительства, за исключением расходов, выделенных на реализацию государственных программ.

 

Статья 67

Премьер-Министр Республики Казахстан:

§     организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу;

§     (исключен от 21 мая 2007 г. N 254)

§     подписывает постановления Правительства;

§     докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

§     выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.

 

Статью 67 дополнить подпунктом следующего содержания:

 

- в течение месяца после назначения лично представляет Мажилису Парламента программу Правительства по социально-экономическому развитию Республики на среднесрочный период;

Статья 86, подпункт 2

2. Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Отсутствует.

Подпункт 2 Статьи 86

 

Подпункт 2 Статьи 86 дополнить предложением следующего содержания:

...

На выборах маслихатов областей, городов республиканского значения, столицы применяется смешанная избирательная система (по одномандатным округам и партийным спискам), в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан о выборах.

 

Статья 91, пункт 2


Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены.

В статье 91 пункт 2 изложить в следующей редакции:

Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления не могут быть изменены.

В дополнение  к предложению Рабочей группы по статье 91, дополнить подпунктом следующего содержания:

 

Публичные призывы к отказу от независимости, унитарности либо территориальной целостности Республики преследуются по закону.

 

 

Кроме того, полагали бы целесообразным рассмотреть вопрос об образовании однопалатного Парламента, как соответствующего унитарному государственному устройству Республики, с внесением соответствующих поправок в статьях с 50 по 63 Конституции.