27
Июль

Азат Перуашев направил дополнение к письму Правительству по вопросу ИВЛ

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

22 июля т.г.за исх. №70, ДПК «Ак жол» было направлено обращение на Ваше имя, о ситуации вокруг расторжения Управлением здравоохранения Атырауской области Договора на поставку аппаратов ИВЛ.

23 июля Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК сообщило нам об организации производства аппаратов ИВЛ на базе ТОО «Казахстан ASELSAN инжиниринг», которое в сжатые сроки обеспечит их поставку медицинским учреждениям.

Мы поддерживаем развитие собственного производства современного оборудования, считаем его одним из важнейших направлений реального сектора экономики. Поэтому ответ МИИР РК был воспринят положительно.

Однако затем в интернет-ресурсах появились объяснения от имени акимата Атырауской области, аргументация которого свелась исключительно к ценовому фактору: ранее законтрактованному ИВЛ стоимостью 13 млн.тг. противопоставлялась цена другого за 8,9 млн.тг. Далее делался гипотетический подсчёт экономии бюджетных средств, видимо с целью усилить эмоциональный эффект и показать неправоту другой стороны, что отразилось на публичном обсуждении вопроса.

Цена в 13 млн безусловно дорогая и требует поиска альтернативы. В то же время, акимат Атырауской области умолчал о второй части соотношения «цена/качество» – о технических характеристиках и комплектации оборудования

Между тем, по имеющейся информации, предполагаемый к закупу аппарат ИВЛ «Biyovent» обладает в 1,5 раза меньшей мощностью воздушного потока (120 л/мин вместо 180 л/мин); а главное - является компрессорным, что означает необходимость его доукомплектования компрессорной установкой и увлажнителем.  

Для сравнения – аппарат ИВЛ, от которого решил отказаться акимат Атырауской области, является турбированным, турбина и увлажнитель встроены в сам аппарат и входят в цену ИВЛ. При этом он производит воздушный поток 180 л/мин (в 1,5 раза мощнее) и весит в 1,5 раза меньше (35 кг против 55 кг)

В этой связи возникают вопросы: 

  1. Предусмотрено ли на ТОО «Казахстан ASELSAN инжиниринг» (дочерней структуре «Казахстан инжиниринг»), помимо производства ИВЛ «Biyovent», также и производство компрессорных установок и увлажнителей к нему? Или их придётся закупать дополнительно?
  2. Если компрессоры и увлажнители планируется закупать отдельно – то насколько синхронизирован процесс комплектации, не получится ли так, что собранные 3-5 тыс. ИВЛ будут лежать на складах, дожидаясь прибытия других узлов, без которых они бесполезны? 
  3. По некоторым данным, цены на компрессорные установки для аппаратов ИВЛ составляют от 2 до 7 млн.тг. Какой будет стоимость компрессорных установок в нашем случае, какой получится итоговая цена комплекта (ИВЛ+компрессор) и не превысит ли она предусмотренную сумму проекта 27,6 млрд.тг.? 

Надеемся, что все производственные вопросы будут успешно решены.

Вместе с тем, пояснения акимата Атырауской области не затронули ещё один важный критерий – время фактического исполнения контракта.

Так, прежний контракт предусматривал начало поставок в первые дни августа т.г.. По неофициальной информации, производство ИВЛ на предприятии «Казахстан ASELSAN инжиниринг» ожидается со второй половины августа. Между тем, от производства до поставки на рынок, медицинское оборудование должно пройти ряд обязательных процедур (экспертиза и оценка безопасности продукции, оценка эффективности и качества медицинской техники, испытания на Сертификат типа утверждения средства измерений, сертификация системы менеджмента качества, сертификация GMP по стандарту производственной практики в сфере здравоохранения, сертификат СТ-KZ), каждая их которых занимает от 1 до 7 месяцев и более. 

Да, в рамках противодействия пандемии Президентом было принято решение о значительном сокращении сроков разрешительных процедур. Но и в этом случае, их прохождение займёт не менее месяца, т.е. поставки аппаратов ИВЛ в больницы следует ожидать не ранее сентября, если только поставщик не планирует просто импортировать готовые аппараты.

Текущая эпидемиологическая ситуация в Атырауской области крайне напряжённая, в связи с чем Президент К.Токаев недавно объявил выговор её руководству. По данным на 27 июля т.г. по числу заражённых коронавирусной инфекций (9988 чел) область с 647 тыс.населения занимает третье место в Республике, после мегаполисов Алматы и Нур-Султан, и опережая миллионный Шымкент, двухмиллионные Туркестанскую  и Алматинскую области, миллионные Карагандинскую, Восточно-Казахстанскую и Жамбылскую области, как и все остальные регионы. Поэтому каждая неделя и каждый день задержки имеют значение для спасения жизни людей, что требует быстрых и гибких решений. 

Акимату было бы целесообразнее передать этот небольшой контракт любому другому субъекту МСБ, готовому обеспечить поставки ИВЛ по более доступной цене, но в те же сроки. Насколько известно, такие конкуренты у данного ТОО были ещё на этапе первого конкурса.

Иначе получается, что очередная рыночная сфера оказалась монополизирована квазигоспредприятием, вопреки постоянным заявлениям о государственной поддержке МСБ. Считаем, что вопрос должен быть изучен антимонопольными органами на предмет соответствия законодательству. 

Но главным приоритетом должны стоять здоровье и жизни людей, как и предусмотрено Конституцией Республики. И именно они подвергаются возрастающему риску с каждым днём затягивания поставок аппаратов ИВЛ.

На основании изложенного, а также с учётом непонятной позиции акимата Атырауской области, уважаемый Аскар Узакпаевич, прошу Вас дать соответствующие поручения по предоставлению полной информации по указанным вопросам.

Кроме того, считаю важным обратить Ваше внимание на следующее. Во фракцию ДПК «Ак жол» обратилась группа независимых консультантов с большим опытом в сфере медицинского оборудования, ссылающихся на успешный опыт ряда стран в борьбе с коронавирусом (Швейцарии, Турции, Китая и др.). По их оценке, широкое применение ИВЛ, вместо спасения жизней, рискует увеличить смертность от пандемии

Международный опыт показал высокий уровень летальности при использовании ИВЛ пациентами с COVID-19 (до 80%). 

Это объясняется как травматичностью при проникновении в лёгкие, так и необходимостью применения ИВЛ в сочетании с реанимационными мероприятиями и общим наркозом, который не выдерживают пожилые люди или пациенты с некоторыми сопутствующими заболеваниями. 

Утверждается, что медицинские власти указанных стран отказались от массового применения ИВЛ в пользу High Flow Nasal Oxygen Therapy (высокопоточная кислородная терапия, HFNOT), которая в 80-85% случаев позволяет улучшить состояние тяжёлых пациентов без применения ИВЛ, а также сокращает время госпитализации на 4-5 дней. Таким образом, применение High Flow-терапии способно в 5 раз сократить потребность в аппаратах ИВЛ, применяемых только в исключительных случаях. 

 По информации инициаторов обращения, методика HFNOT рекомендована ВОЗ и имеет тенденцию к расширению на международном уровне ввиду гуманности и эффективности подхода. Так, Министерство здравоохранения Турции включило High-Flow в список 5 основных инструментов, снизивших смертность от коронавируса.

При этом функции HFNOT может выполнять отдельный аппарат (на порядок дешевле аппарата ИВЛ), либо дополнительная неинвазивная опция аппарата ИВЛ. Некоторые модели ИВЛ уже содержат эту функцию, она также может быть установлена на имеющийся аппарат. 

Представляется важным учесть данные замечания при рассмотрении обсуждаемого вопроса специалистами системы здравоохранения, а также при отборе модели ИВЛ для производства на базе «Казахстан ASELSAN инжиниринг».     

С уважением,

Председатель Партии

Депутат Мажилиса                   

    А. Перуашев

Ответ: