В Жетысайском районе встретились с активом ДПК «Ак жол», посетили районную клинику, в период пандемии работавшую в качестве провизорного центра, через который прошло более 700 заражённых пациентов.
Поблагодарил медиков за мужество и самоотверженность в борьбе с коронавирусом, спасение многих людей.
В Мактааралском районе посетили аулы, пострадавшие от наводнения из-за прорыва узбекской дамбы в мае т.г. В тот период филиалы ДПК «Ак жол» направили пострадавшим несколько грузовиков и ж/д вагон гуманитарной помощи.
Пообщались с жителями, осмотрели дома, строящиеся взамен разрушенных. Особенно порадовали те, которые владельцы строят самостоятельно, на выделенные деньги. Деньги в размере 15-18 млн. тг выделяются акиматом траншами, по мере освоения. Были просьбы ускорить очередные транши, на которые ответил сопровождавший аким района.
Но в целом впечатление от этих домов и настроение самих хозяев очень позитивное: говорят, что резко улучшили жилищные условия. Акимат провёл канализацию и водопровод, кроме того, сами новые дома каждый строит по своему проекту, больше и просторнее прежних. Раньше у многих были саманные дома без удобств. Теперь в ауле появляются капитальные кирпичные строения, с интересными и разнообразными современными фасадами, и планировками. Во всех - санузлы и ванные комнаты, у некоторых - даже тёплые полы. В общем - не хуже, чем в городе. «Лучше, чем в городе», - поправляет меня Канат, учитель математики и информатики, заканчивающий настил полов в новом доме.
Несколько иная ситуация с теми домами, которые возводятся не самими жителями, а подрядчиками, в новом микрорайоне райцентра. Дома типовые, аккуратные, с удобной планировкой 100-метровой площади. Все также обеспечены водой и канализацией, к тому же в каждый дом проведён природный газ, установлены кухонная газплита и автономная система отопления.
Но на мой взгляд, для сельской местности маловаты земельные участки. В ауле часто участок служит единственным источником заработка, где можно разбить огород, держать домашний скот. А много ли посадишь, много ли скота продержишь на 8 сотках?
Аким обьясняет такую нарезку участков отсутствием других площадей под застройку: мол, ввиду срочности вопроса пришлось делить на всех то, что имелось. Но вокруг поля во все стороны.
Общение со строителями дало ещё несколько «интересных» моментов: по их словам, подрядчиков обязали возводить дома из газоблоков, закупаемых только у конкретного производителя в Шымкенте. Приходилось ездить за 250 км и обратно, что увеличило затраты. Кроме того, поставщик газоблоков дал не самую дешевую цену, вдобавок не успевал закрывать спрос, что приводило к задержкам, правда небольшим. Но само это анти-конкурентное требование многое говорит об организации работ.
При возведении фундаментов этих домов также вначале было требование подрядчикам закупать ж/б блоки у конкретного поставщика. Но та компания настолько срывала график поставок, что в итоге строителям разрешили заливать фундамент самостоятельно.
В результате подобных «добровольно-принудительных» мер, дома, построенные подрядчиками, получились хотя и красивыми, но выглядят заметно меньше и скромнее чем те, которые жители возводят самостоятельно, на такие же деньги.
При этом, подрядчики говорят, что их рентабельность
оказалась минимальной, основную прибыль «съели» монополизированные поставщики и
расходы на транспортировку всех стройматериалов из Шымкента.
Но никто не захотел официально обращаться с
претензиями: «Здесь по-другому не бывает, а нам ещё нужно работать».
На встрече с врачами и медсёстрами районной больницы в Мырзакенте, медики рассказали о смерти от коронавируса 40-летней уборщицы. У умершей женщины остались дочь-студентка и сын-школьник, отчим «неблагополучный».
Сын вчера звонил коллегам матери, просил помочь
с приобретением учебников, поделился желанием уехать в другую область.
Председатель нашего облфилиала Абзал Салыкбаев
взял контакты мальчика и попросил передать ему свой телефон. Попробует устроить
пацана в колледж в Шымкенте с полным содержанием.