21
Января

Комментарий Азата Перуашева к выступлению Президента на V заседании Национального курултая

Думаю, не ошибусь, если скажу, что кызылординский Курултай участники ждали с определённым волнением. Особенно после заседания Рабочей группы по парламентской реформе, где Президент К.Токаев отметил, что изменения Основного закона коснутся не только Парламента, по сути, речь идёт о принятии новой Конституции страны.

Ожидания оправдались, но помимо конституционной реформы, Касым-Жомарт Кемелевич поднял гораздо более широкий круг тем, обозначив ясную позицию государства по многим экономическим, социальным, правовым и даже нравственно-этическим вопросам.

По масштабам и злободневности выступление на Курултае оказалось сопоставимо с Посланием, но в несколько иной тональности – не столько директивной, сколько диалоговой, я бы даже сказал «размышляющей».

Так, наряду с задачей цифровизации, он довольно неожиданно для многих подчеркнул, что «Сами по себе технологии не способны устранить управленческий хаос. Если процессы изначально выстроены неправильно, перегружены бюрократической волокитой, то внедрение искусственного интеллекта не станет панацеей».

Говорю «неожиданно», потому что нередко приходится сталкиваться с мнением, что ИИ заменит всех и вся. Но Касым-Жомарт Кемелевич и ранее, например в ходе форума Digital Bridge-2025 2 октября 2025 г. подчёркивал, что ИИ несёт как возможности, так и угрозы, и вопрос не только в его применении, но и в постановке задач (https://t.me/peruash/14079).

Поэтому Президент требует: «Стратегиям цифровой трансформации должно предшествовать наведение порядка в самой системе управления», одновременно «Следует сфокусироваться на создании прочного инфраструктурного фундамента для высокотехнологичной и энергоемкой экономики будущего».

С этим связан и другой пример, где он ставит прагматичный подход выше новомодных тенденций – обеспечение энергетической независимости с опорой на естественные преимущества Казахстана: «Уголь – наш стратегический актив, его надо полностью использовать… Между прочим, Президент Трамп прав, когда он сказал: «Мне нравится уголь, мне не нравится ветер». Тут есть рациональное зерно.

Развитию угольной генерации нужно придать статус Национального проекта». Таким образом, Касым-Жомарт Кемелевич воспринимает цифровизацию не как «идеологему», а как организацию рабочего процесса, с его практическим обеспечением.

Тем не менее, анализируя экономическую ситуацию, Глава государства не избегает и жёстких формулировок. Весьма показательно, что делает это он с позиции рыночного мышления, что наиболее выпукло показал его Указ «О мерах по либерализации экономики» в мае 2024 г. На Курултае К.Токаев продолжил рыночную линию касаясь транспортно-логистической и энергетической отраслей: «Правительством принято неправильное управленческое решение по созданию государственной грузовой авиакомпании…Если Правительство не в состоянии выполнить поручение, передайте данный вопрос частным структурам»;

«Страна, производящая сырую нефть в объеме 100 млн тонн, не может конкурировать по цене авиакеросина со странами, не занимающимися нефтедобычей. Это разве не абсурд?! …

Похоже, придется принимать кадровые решения».

Даже отмечая незаконные и необоснованные расходы в сфере государственного финансирования образования, в отличие от чиновников, привыкших валить все грехи на частный сектор, Президент указывает причину в несовершенстве методики подушевого финансирования, поручает срочно реформировать механизмы и - «учесть положительную роль бизнеса в развитии системы среднего образования». Такая понятийная поддержка дорогого стоит и показывает Касым-Жомарта Кемелевича не только как государственника, но и как убеждённого сторонника открытой экономики.

С аналогичных позиций Глава государства расценил и огромные хищения в Фонде обязательного медстрахования, где правоохранительным органам поручено выявить бенефициаров коррупционных схем. «То, что произошло в Фонде, – это результат отсутствия профессионализма руководителей социальной сферы… Запрос на добропорядочность чиновников – по-прежнему актуальная задача» - подчеркнул К.Токаев.

Думаю, эта оценка остудит появившиеся местами призывы ликвидировать частную медицину «как класс». Участники многомиллиардных нарушений должны ответить за содеянное. Но такие хищения невозможны без координации тех, кто непосредственно распоряжался миллиардами в руководстве фонда. А группа коррупционеров не должна ставить под сомнение ту роль, которую сегодня играют множество частных клиник в системе здравоохранения.

Напомним также, что на проблемы в работе Фонда ОСМС Президент К.Токаев обращал внимание ещё в Послании 1 сентября 2023 г. и на заседании Правительства 7 февраля 2024 г., когда подверг критике неэффективную работу системы обязательного медицинского страхования и констатировал «отсутствие страховой модели как таковой». В этой связи, 13 и 27 марта 2024 г. фракция «Ак жол» именно по инициативе частных клиник направила депутатские запросы с конкретными предложениями по внедрению прозрачности и рыночных принципов в работу Фонда (https://t.me/peruash/11028, https://t.me/peruash/11112). Однако в итоге Минздрав отказался пересматривать сложившиеся подходы. Теперь можно предполагать, почему.

Ещё одним ярким проявлением внимания Касым-Жомарта Кемелевича к частному предпринимательству послужило замечание на Курултае касательно перехода экономики и бизнеса в режим новых налоговых правил.«Правительство и местные исполнительные органы обязаны обеспечить ровный, бесконфликтный «фискальный транзит».Нужно внимательно изучить все здравые, конструктивные предложения относительно применения нового Налогового кодекса, и при необходимости внести коррективы. В конце концов, Налоговый кодекс – это не священное писание».

Наверно не нужно объяснять, какое значение налоговой реформе уделяет Демпартия «Ак жол» в своей работе в Парламенте. Даже после принятия нового Кодекса мы продолжаем направлять обращения и запросы Правительству; уже после интервью Главы государства газете «Turkistan», где в отношении налоговой реформы он подчеркнул, что «дискуссии по данному вопросу вполне оправданы», а то, «как кабмин справился с задачей, мы увидим уже в этом году» – депутаты фракции «Ак жол» продолжают отслеживать внедрение новой налоговой политики и по мере проявления перекосов, будем инициировать их пересмотр (см. например посты от 5 января https://t.me/peruash/14754; 8 января https://t.me/peruash/14788; 14 января https://t.me/peruash/14858; 15 января https://digitalbusiness.kz/2026-01-15/azat-peruashev-rasskazal-o-roste-tsen-mobilnih-perevodah-i-zakritii-biznesov-s-nachala-2026-goda/; 17 января https://t.me/peruash/14887 и др.).

Поэтому уверены, что поручение Касым-Жомарта Кемелевича обеспечить ровный фискальный транзит позволит вздохнуть с облегчением тысячам и тысячам предпринимателей. Это крайне важный и нужный сигнал, что Президент на их стороне, на стороне тех, кто ничего не просит у государства, строит своё дело, даёт работу другим и платит налоги государству.

Со своей стороны, фракция «Ак жол» продолжит вносить предложения, чтобы корректировать Кодекс от избыточного фискального и административного давления.

Наконец, собственно о реформе Конституции.

Обращаясь к этой теме, Касым-Жомарт Кемелевич высказался по поводу наименования одномандатного Парламента, предложив название Курултай. Интересно, что на заседаниях Рабочей группы под председательством Госсоветника Ерлана Карина, Демпартия «Ак жол» отстаивала такое название, как прямое свидетельство исторической преемственности государственности современного Казахстана от Казахского ханства и Алтын Орды, где важнейшие решения, включая избрание глав (ханов) и назначение военачальников принимались на Курултаях представителями всего народа. Считаем важной такую параллель и с точки зрения исторических корней государственности казахов, и с точки зрения уважения к национальной самобытности т.н. степной демократии.

Предложенное количество депутатов (145) также логичное, наше предложение исходило из объединения численности депутатов обеих палат (148), президентский вариант предполагает небольшое сокращение, с сохранением достаточно широкого представительства палитры общественных интересов.

То же самое можно сказать о вице-спикерах и комитетах.

Как безусловное усиление полномочий Парламента нужно расценивать предлагаемый формат назначения членов ряда ключевых госорганов исключительно с согласия депутатов.

Избрание самих депутатов Касым-Жомарт Кемелевич полагает необходимым возложить полностью на итоги конкурентных выборов, отказавшись от президентской квоты, включая квоту Ассамблеи народа Казахстана. При этом, он настаивает на сохранении квоты для граждан с особыми потребностями, женщин и молодёжи, поясняя такую необходимость принципом социальной справедливости. В этом ключе снова проявляется приверженность К.Токаева требованиям честной конкуренции и инклюзивности. В сфере экономики он очень доходчиво это показал в новогоднем интервью газете «Turkistan»: «Повышение тарифов – это выстраданный шаг к правильной, честной экономике, в которой каждый платит по мере потребления, но помощь получает тот, кому она действительно нужна» (https://www.akorda.kz/ru/prezident-respubliki-kazahstan-kasym-zhomart-tokaev-kazahstan-vstupil-v-novyy-etap-modernizacii-40329).

В речи на Курултае мы видим тот же подход в политике. Недаром говорится, что экономика и политика – две стороны одной медали.

Вообще, рассматривая деятельность Главы государства в развитии, можно заметить его приверженность базовым принципам, наподобие отмеченных выше, а также поступательное развёртывание ранее начатых перемен, по мере их созревания. Не случайно и в нынешней речи он подчеркнул ключевую цель своих реформ – создать устойчивую политическую систему на основе концепции «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство».

Вместе с тем, Президент К.Токаев не просто повторяет классическую схему разделения ветвей власти, но усиливает обратную связь государства с источником власти – народом, через создание нового представительного органа - Халық Кеңесі, в образовании которого призваны участвовать и этнокультурные объединения, и маслихаты, и НПО. Думается, эта инициатива «выросла» из успешного опыта региональных общественных советов, которые действительно стали полноправным участником государственного управления на местах. Кроме того, через Халық Кеңесі решается вопрос вовлечения в процесс взаимодействия общества и власти тех самых институтов – национально-культурных центров и местного госуправления, которые ранее выполнял Сенат.

Это решение, с одной стороны, усложняет систему госуправления (поскольку предлагается закрепить в Конституции статус Халық Кеңесі как высшего консультативного органа, но с правом законодательной инициативы), но одновременно – разгружает будущий Парламент от других задач, кроме профессионального принятия законов.

Как заранее и отмечал Касым-Жомарт Кемелевич, его новации оказались шире чисто парламентской реформы. Одной из знаковых инициатив стала норма о проведении в течение двух месяцев внеочередных выборов Главы государства, в случае отставки предыдущего. В принципе, К.Токаев подтвердил свою приверженность легитимности власти через выборы на собственном примере в 2019 году. Поэтому это выдвигаемое им требование будущим руководителям Казахстана обоснованно и с правовой, и с моральной точки зрения.

Другим, не менее резонансным стало предложение об учреждении и закреплении в Конституции института Вице-президента Республики, в обязанности которого, наряду с представительством Казахстана на международных переговорах, будет представительство интересов Президента в Парламенте.

Однако полагаю, что с учётом усиления полномочий однопалатного Парламента, функционал Вице-президента также окажется несколько шире, о чём обмолвился и сам Глава государства: «учреждение данной должности стабилизирует процесс управления государством». Возможно, это решение как инструмент стабилизации, вытекло из принятого в 2022 г. однократного семилетнего срока президентства, что предполагало некую неопределённость в более длительном периоде. Во всяком случае, о взаимосвязи конституционной реформы 2022 г. с нынешней говорит и сам Президент.

Так или иначе, введение должности Вице-президента может способствовать преемственности государственной политики.

Также считаю принципиальной инициативу Касым-Жомарта Кемелевича четко прописать в преамбуле Конституции, как незыблемые категории - наши национальные ценности, глубокие корни цивилизации и преемственности государственности на казахской земле с великими государствами Великой степи; закрепить положения о построении Справедливого Казахстана и правового государства, принципы защиты окружающей среды и светского характера нашей страны.

Полагаю, все эти инициативы будут поддержаны обществом и избирателями, со своей стороны Демократическая партия «Ак жол» примет самое активное участие в их разъяснении и популяризации.

Конечно, такая глубокая реформа не заканчивается одной Конституцией, она потребует соответствующих изменений в другие законы и подзаконные акты. И прежде всего - в перенастройке баланса между Парламентом и Правительством, усилении контрольных функций депутатов и т.д.  Эти вопросы регулируются Конституционными законами «О Парламенте и статусе депутатов», «О Правительстве», «О выборах», законом «О местном государственном управлении и самоуправлении» и др., и могут быть рассмотрены в ходе приведения законодательства в соответствие новой редакции Конституции.

У фракции «Ак жол» имеются наработки по этим темам тоже, которые мы планируем вносить

в рамках дальнейших дискуссий, в реализацию принципа К.Токаева «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное Правительство».

Впереди много работы. Успехов нам и нашей стране на этом пути перемен.