Пенсионный переполох /Рабига Абдикеримова/ - Бизнес & Власть (Алматы)
Что будет, если пенсионными деньгами будет управлять правительство? задаться этим вопросом призвали чиновников депутаты во главе с Азатом Перуашевым. Мы решили проанализировать, чем вызвано такое предложение.
Недавно лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев озвучил идею передать управление ЕНПФ в руки правительства, для того чтобы направить средства ЕНПФ на реализацию программ по индустриализации и диверсификации экономики. Более 30 депутатов были солидарны с ним в этом мнении. В результате правительство получило задание рассмотреть запрос депутатов, который вызвал у СМИ много вопросов. Ведь деньги ЕНПФ давно стали больной темой, а вопрос «куда потратить пенсионные деньги» уже набил оскомину. В то же время Нацбанк, которому было вверено управление инвестиционным портфелем ЕНПФ, уже разработал инвестиционную стратегию по управлению активами.
Выглядит на практике она следующим образом. В структуре инвестиционного портфеля пенсионных активов ЕНПФ по долям на 1 октября 2014 года 48,7% занимают государственные ценные бумаги РК, 20,6% — корпоративные облигации эмитентов РК, 15,2% — депозиты, 2,6% — государственные ценные бумаги иностранных государств, 3,9% — акции и депозитарные расписки эмитентов РК и т. д. Большинство аналитиков солидарны с таким консервативным подходом к управлению. Он несет минимальные риски и дает больше уверенности в том, что в будущем граждане смогут получить свои пенсии. Однако такое управление, по-видимому, не устраивает депутатов. И они считают, что управление ЕНПФ необходимо передать правительству для инвестиций в реальный сектор экономики. К слову, ранее группа депутатов Мажилиса парламента уже направляла депутатский запрос относительно сохранности средств ЕНПФ. Однако ответные аргументы Нацбанка свелись к оправданию размещения средств ЕНПФ на депозитах и в облигациях банков второго уровня, поскольку «так было всегда». По словам депутатов, поддерживающие эту точку зрения эксперты начали уверять в правильности таких решений, ссылаясь на неизбежность рисков и то, что никто не может гарантировать сохранность накоплений будущих пенсионеров. «В чем тогда был смысл создания ЕНПФ и ликвидации конкуренции частных пенсионных фондов, если с точки зрения надежности ничего не изменилось, зато многомиллиардные суммы теперь находятся в распоряжении единственного органа? К тому же этот орган выступает и регулятором банковского сектора, и кредитором банков, что однозначно создает конфликт интересов», — говорится в депутатском запросе. Далее в запросе говорится о неэффективности управления Нацбанка активами ЕНПФ: «К сожалению, как показали события, Нацбанк оказался не в состоянии обеспечить ни соответствующей защиты, ни требуемой прозрачности в отношении средств ЕНПФ. Причем ситуация с ЕНПФ заметно отличается от управления средствами Национального фонда, также находящегося в компетенции Нацбанка. Но в этом скорее заслуга Совета по управлению Национальным фондом, возглавляемого лично главой государства. В случае же с ЕНПФ и управление его средствами, и руководство советом оказались сосредоточены в Нацбанке, что явно не пошло им на пользу». На основании вышеизложенного депутаты просят рассмотреть вопрос о передаче управления ЕНПФ в компетенцию правительства для проведения долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики через НУХ «Байтерек» и другие институты развития. Стоит отметить, что идеи по направлению пенсионных денег в реальную экономику были озвучены и ранее. К примеру, представители Национальной палаты предпринимателей предлагали вложить часть пенсионных денег в горно-металлургический комплекс страны, Евразийская группа хотела строить на них дома и т. д.
Своим мнением о запросе депутатов с нами поделилась глава Народного банка Умут Шаяхметова: «На самом деле по эффективному управлению ЕНПФ сейчас стоит большой вопрос. И я считаю, что нужно его еще раз поднять. Сесть, посмотреть и просто понять, какая, к примеру, выгода будет от передачи управления над ЕНПФ правительству. Мы со своей стороны предлагали привлечь частных управляющих к управлению ЕНПФ. Это дало бы какую-то конкуренцию и немного развило рынок корпоративных ценных бумаг. Не отдать все деньги ЕНПФ частным игрокам, а выделить небольшие портфели и посмотреть. Что касается запроса депутатов, то я, мягко говоря, думаю, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. Чтобы говорить о такой передаче, мы должны понимать, как будет выглядеть инвестдекларация, куда они будут вкладывать эти активы, на каком принципе». Кроме того, по словам банкира, Нацбанку сегодня легче управлять ЕНПФ, потому что там есть вся инфраструктура и кадры.
Структура инвестиционного портфеля ПА ЕНПФ по долям на 01.10.2014 (согласно предоставленным данным Национального банка Республики Казахстан)
Вид финансового инструмента
|
Текущая стоимость в млрд. тенге на 01.09.14
|
Доля на 01.09.14
|
Текущая стоимость в млрд. тенге на 01.09.14
|
Доля на 01.10.14
|
ГЦБ РК
|
2.142.97
|
49.47%
|
2.092.90
|
48.70%
|
ГЦБ иностранных государств
|
127. 31
|
2.94%
|
112 .87
|
2.63%
|
МФО
|
66.04
|
1.52%
|
84.42
|
1.96%
|
Корпоративные облигации эмитентов РК
|
874.13
|
20.18%
|
884.78
|
20.59%
|
Корпоративные облигации иностранных эмитентов
|
41.45
|
0.96%
|
54.33
|
1.26%
|
PPN (структурные ноты)
|
59.32
|
1.37%
|
59.33
|
1.38%
|
Акции и депозитарные расписки эмитентов РК
|
185.07
|
4.27%
|
166.62
|
3.88%
|
Акции и депозитарные расписки иностранных эмитентов
|
11.78
|
0.27%
|
11.87
|
0.28%
|
Производные инструменты
|
0.26
|
0 . 01%
|
0.58
|
0. 01%
|
Драгоценные металлы (золото)
|
---
|
0.00%
|
---
|
0.00%
|
Депозиты
|
436.05
|
10.07%
|
652.10
|
15.17%
|
РЕПО
|
7. 5 0
|
0.17%
|
20.00
|
0.47%
|
Деньги и прочие активы
|
379.92
|
8.77%
|
15 7. 5 8
|
3.67%
|
Итого ПА
|
4. 331. 81
|
100%
|
4.297.40
|
100%
|
Источник: www.enpf.kz
Последние события, связанные с девальвацией и не только, вызвали особый интерес со стороны общественности к деятельности Нацбанка. Люди начали пытаться разобраться со сложными и непонятными на первый взгляд вещами. стоит напомнить, что несколько лет назад чиновники самых высоких рангов не понимали, что такое государственный внешний долг, и бывшему председателю Нацбанка Григорию Марченко приходилось объяснять простые для студента экономического факультета понятия чуть ли не на пальцах. тогда людей не так интересовало, что происходит в этом сложном финансовом мире. сейчас же наоборот. Что и как делать Нацбанку и ЕНПФ, советует чуть ли не каждый более или менее активный пользователь социальных сетей, не говоря уже о многочисленных экспертах в экономике и политике. При этом осведомленность общественности о закономерностях финансового мира оставляет желать лучшего. Однако, с другой стороны, желание людей разобраться в сложившейся ситуации похвально. Главное, чтобы Нацбанк шел им навстречу.
Источник - Бизнес & Власть (Алматы), № 43 (520), 12.12.2014