Парламент принял сегодня в работу ни много, ни мало - а документ, претендующий на статус «Конституции казахстанского бизнеса» - Предпринимательский кодекс - ТВ Астана
Это уже не первая попытка систематизировать нормативные документы, но впервые документ приходит в Парламент именно в форме кодекса. По времени, которое мажилисмены запросили для работы над документом, понятно, что Предпринимательский кодекс ждет тщательная проработка. /Ирина Исакина/
Парламент принял сегодня в работу ни много, ни мало - а документ, претендующий на статус «Конституции казахстанского бизнеса» - Предпринимательский кодекс.
Предпринимательский кодекс вызывает вопросы уже только по ведомству, который его представляет в Парламенте - Министерство юстиции. Почему не экономисты? Объясняют - слишком много правовых вопросов, нужно было, чтобы гражданский кодекс не перехлестывался с предпринимательским. Впрочем, юристы не исключают, что, выполнив свою часть работы, могут передать сопроводительные функции по документу Министерству национальной экономики. Идея собрать все, что касается бизнеса, в один документ, нравится всем. Это уже не первая попытка систематизировать нормативные документы, но впервые документ приходит в Парламент именно в форме кодекса. Вопросы начинаются уже с первых страниц.
Зауреш Баймолдина, вице-министр министерства юстиции РК: «Это нельзя назвать ни консолидированным законом, и законом, это, конечно же, кодекс. Потому что в нем систематизированы правовые нормы, касающиеся сферы предпринимательства. Поэтому это, конечно же, кодекс».
Азат Перуашев, депутат Мажилиса РК, руководитель фракци партии «Ақ жол»: «Меня смущает, когда Зауреш Хамитовна говорит, что задачей было набрать как можно законов».
Нет? Ну, я так понял. От того, что мы 11, 12 кошек собрали, одни одним тигром, одним барсом не станут. Если мы собрали механически несколько законов в один кодекс, они лучше не станут. Задача кодификации, чтобы систематизировать и улучшить, сделать более понятными. И насколько здесь это удается - большой вопрос. А то, что касается техрегулирования, - это форма защиты прав потребителей. Потому что они в итоге страдают от некондиционной или контрафактной продукции. Этому закону точно не место. Что делать с индивидуальными предпринимателями? ИП, как правило, лицо частное. Кто будет регулировать их - гражданский или все-таки предпринимательский кодексы? Еще один вопрос для обсуждения.
Дарига Назарбаева, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК, руководитель фракции партии «Нұр Отан»: «На 1 января 2015 субъектов малого предпринимательства - почти 75 тысяч, среднего - 4, 5 тысячи. Но доля численности, занятых в субъектах среднего бизнеса - 16, 7% от всего занятого населения и доля выпускаемой продукции - 73,7 %. Эти цифры сами за себя говорят. Надо помогать малому бизнесу. И Глава государства об этом говорит. Но и о среднем не забывать, потому что мы говорим - малый и средний бизнес и перескакиваем. Даже если нормы не отражены, мы можем внести».
Что из себя представляет предпринимательский кодекс? Кроме того, что включает в себя огромное количество норм, может ввести изменения в 93 действующих закона и поставить на утрату еще 11 законов, в том числе и о тех регулировании. И вот здесь, где речь идет о проверках и госконтроле, депутаты призывают быть осторожнее, чтобы не получилось, как в известной скороговорке: регулировали, регулировали, да не вырегулировали.
Валерий Доскалов, эксперт: «Сегодня идет серьезная работа про промышленности, по строительству, Не получится так, что мы проработаем, крепко проработаем, а потом придет белорусский, российский, сто стран ТС, а потом придется переделывать».
По времени, которое мажилисмены запросили для работы над документом - год, понятно, что предпринимательский кодекс ждет тщательная проработка. Вероятно, «на выходе» он будет сильно отличаться от первоначальной, представленной сегодня версии. Работать над ним придется, по выражению Дариги Назарбаевой, «всем миром».
Источник - '20:30', 03.02.2015, 20:30, ТВ Астана