24
Декабря

Позиция фракции «Ак жол» по аудиту мер господдержки МСБ

По мнению фракции «Ак жол», основной задачей поддержки предпринимательства в условиях рыночной экономики должно быть придание данному явлению массового характера, когда каждый инициативный гражданин или группа граждан имеют возможность реализовать личные способности и не дожидаясь подачек от государства, заработать свою долю в перераспределении национального дохода.

Для этого меры господдержки должны быть системными и понятными любому, желающему заняться собственным делом.

Однако, как отмечается в Отчёте, сегодня различными госорганами реализуются более 100 мер, в которых запутаются даже те, кто их разрабатывал.

За последние 10 лет, при ежегодном формальном росте количества МСБ до 2 млн, закрылось 205 тыс. субъектов, причем на фоне борьбы Правительства с «дроблением» бизнеса и другими фантомами в новом Налоговом кодексе, в следующем году нужно ожидать закрытия ещё нескольких тысяч.

Другой целью господдержки должно быть «выращивание» бизнеса из малого в средний и далее, что означало бы кардинальный рост доходности, расширение инвестиций и новых рабочих мест.

Однако доля среднего предпринимательства за десятилетие осталась на уровне 0,2%, при том, что его вклад в экономику составляет порядка 7%, т.е. эффективность гораздо выше. Тем самым, задача, поставленная Национальным планом о взращивании среднего бизнеса до уровня 15% ВДС в ВВП доблестно провалена.

Отчёт также фиксирует снижение доли валового выпуска продукции МСБ в обрабатывающей промышленности, торговле и сельском хозяйстве, что свидетельствует о замедлении диверсификации экономики и недостаточном влиянии господдержки в указанных отраслях.

Правда, численность занятых в МСБ с 2015 года возросла почти на 40% и составила 4,4 млн человек, или 48% от общей численности занятого населения.

Это отрадно, но пока также неизвестно, как на занятости скажутся меры нового Налогового кодекса по ограничению сделок малого бизнеса по СНР, и насколько эти потери сможет перевесить анонсированная вчера новая программа Правительства по поддержке малого бизнеса.

Кстати говоря, удручающие выводы аудита ВАП важны и для понимания перспектив этой новой программы. Нужно учесть, что:

● Архитектура экосистемы мер господдержки предпринимательства не выстроена. Функции и ответственность между госорганами размыты в силу дублирования мер и их пересечения.

Меры оказываются разрозненно, принцип «единого окна» для потенциальных получателей не обеспечен.

Оценка результативности мер остается формальной. Акцент смещен на количественные показатели, тогда как качественные эффекты (рост производительности, добавленной стоимости, экспортного потенциала) в преобладающем большинстве не учитываются и не ставятся как задача.

Соцопрос, проведенный электронным правительством eGov Mobile показал, что большинство предпринимателей считают незначительным влияние господдержки на развитие бизнеса.

Практические результаты таких программ тоже противоречивы.

● Например, субсидированием ставки кредитов через фонд «Даму» с 2022 г. было охвачено 66 тыс. уникальных получателей, т.е. лишь 3% от всех субъектов МСБ.

Но средний доход у тех, кто получил такую помощь, вместо увеличения - снизился на 33% (2020 год - 385 млн тенге, 2024 год - 258 млн тенге).

Уплата налогов на каждый 1 тенге субсидий снизилась на 70% (2020 год - 5,2 тенге, 2024 год - 3 тенге). 

В 15% случаев (т.е. каждый шестой) субсидирование кредитов оказывалось проектам, не соответствующим условиям программы, т.е. операторы помогали не кому положено, а кому захотели. Как однажды сказал Президент К.Токаев – «друзьям всё, остальным по закону».

79% проверенных проектов, которым за госсчёт провели инженерную инфраструктуру, не выполнили обязательства по инвестициям. Например, на инфраструктуру для ТОО «Павлодар-Сода» с 2020 г. Было затрачено 2,5 млрд тг, а строительство завода даже не планируется.

ТОО «Актеп» в Актюбинской области, с 2015 г. получило поддержку на 11,6 млрд тг. и т.д.

Такие примеры есть в разных регионах, когда одни и те же «любимчики» получают господдержку годами и десятилетиями. Думаю, органы по борьбе с коррупцией должны взять эти данные в работу.

● Оператором нефинансовых мер господдержки является НПП «Атамекен», при этом стоимость услуг оператора определяется самой НПП, без должной оценки администратора бюджетных программ.

Часть этих услуг (правовой, финансовый консалтинг и т.д.) широко представлены на конкурентном рынке, т.е. вместо поддержки создаётся недобросовестная конкуренция бизнесу.

ВАП отмечает, что в большом количестве услуги оказываются одним и тем же лицам, с признаками родственных связей со специалистами. Эффект от таких консультаций скорее не в качества бизнеса, а в «освоении» средств.

Не лучше ситуация с госорганами.

● Так, Министерство промышленности и строительства не отслеживало использование 35 млрд тг, направленных в 2023 г в АО «Казына капитал Менеджмент» на финансирование обрабатывающей промышленности.

● При приеме заявок на участие в программе финансирования ТОО «BV Management» не обеспечивается транспарентность, а основными источниками поиска потенциальных инвестиционных проектов вместо системной работы являются личные контакты менеджеров ТОО «BV Management». Опять вспоминаются слова президента «Друзьям - всё».

● На продвижение отечественной продукции на внутренний рынок, в 2023 году из бюджета было выделено почти 2 млрд тг, из которых освоено 3%.

Остальная сумма – 1 млрд 930 млн - находятся на банковском счете АО «QazIndustry». Вот так господа чиновники поддерживают отечественных производителей. Даже выделенные государством деньги не хотят довести до предприятий. Наверное еще и премии себе выписывают.

● Отдельная «песня» – результаты аудита СПК, где Высшей аудиторской палатой выявлено финансовых нарушений на сумму 138 млрд тг, 342 процедурных и 27 системных нарушения.

Фракция «Ак жол» постоянно критикует деятельность СПК за отсутствие результатов и концентрации коррупционных рисков.

Деятельность СПК не урегулирована профильным законом, что позволяет их руководству использовать финансовые и административные возможности государства по своему усмотрению.

В частности, СПК активно выдают бюджетные кредиты без наличия банковской лицензии; ведут торгово-закупочную деятельность, распоряжаются месторождениями и земельными участками.

20-летнее присутствие СПК не повлияло на развитие их регионов в требуемых масштабах. Успешные инвестпроекты единичны и связаны с огромными бюджетными вливаниями.

В настоящее время, СПК функционируют как посредники при распределении бюджетных средств, причём не очень добросовестные: размещая средства программ развития на счетах в банках, большинство СПК ничем не рискуют, не переутомляются и получают дополнительные доходы для премий и бонусов.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности СПК, проведённый Высшей аудиторской палатой, закрепляет выводы о том, что СПК не конкурентоспособны и перегружены значительными долговыми обязательствами, за исключением СПК Тобол и СПК Ертис.

На этом фоне позитивно выделяются результаты аудита финансирования проектов обрабатывающей промышленности. Здесь наблюдается качественный рост по большинству показателей, кроме пожалуй, доли инновационной продукции в ВВП, что нужно рассматривать как вызов для национальной экономики.

В целом освоение, а главное – отдача от направленных государством средств оправдывают ожидания и показывают потенциал к большему росту.

В то же время, есть вопросы, вызывающие определённые сомнения – например, способность холдинга «Байтерек» обеспечить ежегодное привлечение не менее 7 трлн тг. частных инвестиций на 1 трлн государственных. В ходе рассмотрения трёхлетнего бюджета, предлагалось даже отменить эту статью расходов.

Возможно мнение части депутатов о целесообразности передачи этих средств под обусловленное со-финансирование частным банкам было бы более прагматичным.

Кроме того, для экспортёров нужно дать право кредитования в валюте, что расширит возможности привлечения средств с внешних рынков. Сейчас нам отвечают, что такое решение есть по «Байтереку», но для ФРП вопрос ещё открыт, хотя там показатели лучше, чем в БРК.

Тем более, что на фоне обсуждения смены акционеров в крупнейших металлургических компаниях, следует ожидать резкого повышения потребности в кредитах и активизации инвестиционной деятельности, где потребуется привлечение гигантских сумм, возможно десятков триллионов.

Мы поддерживаем приход национальных инвесторов в стратегические отрасли, земля и недра принадлежат народу Казахстана.

В то же время, поддержка нескольких крупных компаний не должна «вымывать» весь объем стимулирования промышленности, т.к. задачей государства в первую очередь является диверсификация всей экономики и уход от сырьевой привязки.

Поэтому политика в данной сфере должна строиться на рыночных, т.е. открытых и конкурентных принципах.

Резюмируя доклады ВАП, фракция «Ак жол» считает работу Правительства по поддержке МСБ как на центральном, и особенно на местном уровне – недостаточной. Рекомендуем Правительству отрабатывать такие программы поддержки предпринимателей не с одной только партией власти, как делалось до сих пор; а со всем многопартийным Парламентом.

Требуется значительная перенастройка направлений такой поддержки, включая ясную систематизацию и межведомственную координацию, сокращение процедур и направлений, устранение бюрократии, коррупциогенных элементов.

Нужна постановка качественных задач, влекущих изменение уклада экономики в виде роста производительности и добавленной стоимости, насыщения внутреннего спроса, выхода на новые рынки, роста доходов предприятий и их налогов в бюджет.

По нашему мнению, вместо разбрасывания денег на поддержку всех подряд – следует сосредоточиться на формировании эффективного МСБ, создании честных условий и сокращении государственного вмешательства.

Иногда чтобы не раздавать слишком много и не слишком эффективно, нужно просто больше оставлять тем, кто заработал сам, и кто сможет распорядиться своими доходами лучше чиновников.

Не случайно Высшая аудиторская палата отмечает, как важную проблему – отставание госорганов в регулировании меняющихся тенденций.

Желаем Правительству успеха в этой работе, держать руку на пульсе и вовремя реагировать на изменения в экономике и в судьбе предпринимателей.

Благодарю за внимание.