ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Республики Казахстан
«О парламентском расследовании»
В Послании Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года отмечено, что «..нам предстоит значительно укрепить роль Парламента и тем самым повысить институциональную устойчивость государства. Стране нужна сильная представительная власть, в которой ответственные депутаты, обладающие мандатом доверия народа, будут играть активную роль в государственном строительстве».
На необходимость усиления роли Парламента было обращено внимание и в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого государства» от 1 сентября 2023 года в котором было подчеркнуто, что «..нам предстоит на деле воплотить в жизнь принципы «слышащего государства», и здесь особая роль отводиться Парламенту».
В связи с этим, особую актуальность приобретает вопросы дальнейшего совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан регламентирующего деятельность Палат Парламента и статуса депутатов Парламента Республики Казахстан.
Анализ показывает, что одним из пробелов в правовом регулировании в деятельности Палат Парламента в настоящее время остаются правоотношения в сфере проведения парламентского расследования – как высшей формы парламентского контроля по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества, граждан и государства, защите гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина.
Между тем, в правовых системах общего права (англо-саксонской правовой системы) и стран континентального права институт по проведению парламентского расследования получил достаточно широкое распространение. Парламентские расследования в указанных правовых системах рассматриваются в качестве составной части парламентского контроля и в зависимости от существующих правовых институтов имеют различные формы нормативного закрепления.
Широкими возможностями для парламентского расследования обладает Конгресс США. Проводящие расследования комитеты, подкомитеты и специальные комиссии обеих его палат вправе запрашивать любые документы и материалы и вызывать повесткой любое лицо, включая высших должностных лиц США. Вызванное лицо может быть допрошено как свидетель. Собранные в ходе расследования сведения кладутся комитетом или комиссией в основу доклада, направляемого в Палату представителей или Сенат.
В законодательстве целого ряда Европейских стран (Германия, Италия, Испания, Австрия, Франция, Чехия и др.) закреплены нормы по проведению парламентского расследования, касающиеся учреждения следственных комитетов и комиссий, использования результатов парламентского расследования, полномочий комитетов и комиссий, проводящих парламентские расследования, их взаимодействия с другими государственными органами.
Так, Парламент Германии имеет право создавать следственные комитеты. В законодательстве Германии прописан порядок учреждения следственного комитета, его взаимодействия с органами государственной власти, использования результатов расследований. Согласно ст. 44 Конституции Федеративной Республики Германии Бундестаг имеет право по предложению четвертой части его членов –создать следственную комиссию, которая собирает необходимые доказательства на открытых заседаниях. Заседания могут быть и закрытыми. При сборе доказательств применяются уголовно-процессуальные нормы соответственно их смыслу. Суды и административные органы обязаны оказывать взаимную правовую и межведомственную помощь. Решения следственных комиссий не подлежат судебному рассмотрению. Суды не связаны ими при оценке и квалификации обстоятельств, в отношении которых проводилось расследование.
Численность следственного комитета зависит от сложности рассматриваемой проблемы и определяется самим Парламентом (как правило комитет по расследованию состоит не более чем из 5-7 членов). В комитете должны быть представлены все фракции политических партий. Кроме того, Комитет обороны имеет право в любое время учредить комитет по расследованию, чтобы обеспечить эффективный парламентский контроль за вооруженными силами.
Статьей 82 Конституции Италии 1947 г., регламентировано, что каждая палата Парламента может проводить расследование по вопросам, представляющим государственный интерес. Для этой цели она назначает из своих членов комиссию в пропорции, отражающей соотношение различных фракций политических партий представленных в соответствующей палате Парламента. Комиссия по расследованию проводит исследования и проверки с такими же полномочиями и ограничениями, как и судебная власть.
Такие комиссии образуются на основе норм регламента в соответствии с решением палаты. Положениями ст. 141 регламента Палаты депутатов установлено, что в тех случаях, когда палата решает провести расследование, комиссия назначается таким образом, чтобы ее состав отражал партийный состав палаты, при этом председателю палаты поручается назвать членов комиссии.
Необходимо отметить и возможность образования двухпалатных парламентских комиссий по расследованию. Для этого требуется принятие специального закона, в котором устанавливается, что парламент проводит расследование, определяется предмет расследования, число членов комиссии - депутатов и сенаторов в равном количестве.
В соответствии законодательством Испании - по предложению правительства, бюро, двух парламентских групп или одной пятой членов палаты, вся палата Конгресса парламента Испании может принять решение о создании комиссии по расследованию любого вопроса, представляющего общественный интерес.
В Сенате Парламента Испании по предложению правительства или двадцати пяти сенаторов, не принадлежащих к одной и той же парламентской группе, Сенат может создавать комитеты по расследованию или специальные комитеты для проведения расследований, касающихся любых вопросов, представляющих общественный интерес. Комитеты по расследованию могут вызывать любое лицо для дачи показаний, предусмотренных Законом.
В Чешской Республике основным источником права по проведению парламентского расследования является Закон «О Регламенте Палаты депутатов» и Приложение № 1 к нему - Регламент Следственной комиссии.
В соответствии с § 48.1 данного Регламента комиссия Палаты осуществляет расследование вопросов, представляющих общественный интерес. Однако на практике, не существует исчерпывающего перечня предметов расследования, поэтому только от самой соответствующей Палаты Парламента Чешской Республики зависит, какую проблему она считает представляющей общественный интерес и по какой причине решает создать комиссию по расследованию.
Сейм Литовской Республики может образовать постоянную комиссию по рассмотрению особых вопросов или образовать временные следственные, контрольные, ревизионные и иные комиссии для рассмотрения и подготовки поручений Сейма. Количественный состав комиссии устанавливается пропорционального представительства политических групп Сейма.
В правовых системах стран Юговосточной Азии – институт парламентского расследования достаточно развит в Южной Корее. Вопросы парламентского расследования здесь регламентированы специальным Законом «Актом о проверке и расследовании государственного управления». Целью данного Закона является установление процедур проверки и расследования органов государственного управления и другие необходимые вопросы.
Национальное собрание проводит ежегодную проверку общих государственных дел компетентными постоянными комитетами, в соответствии с планом инспекции. План проверки должен включать вопросы, необходимые для осуществления проверок.
Проверке подлежат следующие органы и организации:
1. Государственные органы;
2. Особый столичный город, столичные города, органы местного самоуправления;
3. Государственные учреждения, включая Банк Кореи, Национальную федерацию сельскохозяйственных кооперативов и Национальную федерацию рыболовных кооперативов.
Согласно статьям 62 Конституции Японии каждая Палата Парламента Японии (Палата представителей и Палата советников) может производить расследование по вопросам государственного управления и вправе при этом требовать явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов.
В силу статьи 67 Конституции Китайской Народной Республики Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей осуществляет контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Государственного комитета контроля, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры.
Институт парламентского контроля и расследования включён и в правовые системы ряда постсоветстких стран, контрольные функции закреплены за парламентами России и Узбекистана.
Так, в России действует Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
В Узбекистане действует Закон Республики Узбекистан «О Парламентском контроле», в котором регламентированы вопросы проведения парламентского расследования. Согласно данному Закону парламентское расследование проводиться в целях изучения конкретных фактов или событий, посягающих на наиболее важные интересы общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивое развитие страны.
Для проведения парламентского расследования Законодательная палата и Сенат образует комиссию соответственно из числа депутатов Законодательной палаты, членов Сената.
Следует отметить, что 25 ноября 2016 года Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств был разработан Модельный Закон «О парламентском расследовании».
В соответствии с данным Модельным Законом парламентские расследования могут проводиться в отношении вызывающих повышенное общественное внимание событий и ситуаций, связанных с созданием препятствий для реализации прав и свобод граждан или нарушением условий их жизнедеятельности, ущербом окружающей природной среде, возникновением угроз национальной безопасности, нарушением нормального функционирования органов публичной власти, а также масштабными социальными конфликтами.
Таким образом, сравнительно-правовой анализ законодательств зарубежных стран показывает, что в большинстве современных правовых систем институт парламентского расследования уже получил правовое закрепление в системе права.
В Республики Казахстан правовой основой для разработки отдельного Закона «О парламентском расследовании» является статья 3 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционного Закона организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются Конституцией Республики, настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики.
В силу подпункта 7) статьи 1 Закон «О правовых актах» законодательный акт - закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, конституционный закон, кодекс, консолидированный закон, закон, временное постановление Правительства Республики Казахстан, имеющее силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Таким образом, статья 3 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» позволяет принять отдельный Закон «О парламентском расследовании».
Представленный проект Закона направлен на восполнение существующего пробела в правовом регулировании и законодательную регламентацию общественных отношений, связанных с осуществлением Палатами Парламента Республики Казахстан парламентского расследования в Республике Казахстан.
Законом устанавливаются основания для проведения парламентского расследования Палатами Парламента Республики Казахстан, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры проведения парламентского расследования, а также права и обязанности государственных органов их должностных лиц, иных организаций, а также граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании.
Целями парламентского расследования являются:
- защита гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение палатами Палат Парламента Республики Казахстан контроля деятельности Правительства Республики Казахстан, центральных государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора;
- выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.
Парламентскому расследованию подлежат:
- факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституций Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина;
- факты причинения значительного ущерба общественным интересам в результате принятия некомпетентных решений государственными органами, органами местного государственного управления и самоуправления, субъектами квазигосударственного сектора;
- обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- факты грубого нарушения финансовой дисциплиныпри исполнении государственного бюджета.
- коррупции в органах власти;
- групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки, межнациональные конфликты, связанные с применением насилия или создающие непосредственную угрозу его применения, преступления и иные противоправные действия повлекшие смерть двух и более человек.
По аналогии со странами романо-германской правовой системы помимо группы депутатов, комитетов и комиссий Палат Парламента парламентское расследование может быть инициировано по инициативе отдельной фракции политической партии представленной в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.
В проекте Закона регламентирован порядок и основания возбуждения парламентского расследования, создания парламентской комиссии, требования, предъявляемые к членам комиссии, вопросы обеспечения деятельности комиссии, порядок работы комиссии, права комиссии при проведении парламентского расследования, права и обязанности членов комиссии при проведении парламентского расследования.
Еще одна особенность проекта Закона заключается в том, что в состав комиссии по проведению парламентского расследования в Мажилиса Парламента должно входить равное число представителей всех фракций политических партий представленных в Мажилисе Парламента РК.
Законом также определен порядок принятия итогового доклада комиссии по результатам проведенного парламентского расследования.
Целью проекта Закона является внедрение передового международного опыта демократических институтов, усиление общественного и парламентского контроля, формирование баланса сдержек и противовесов в системе представительной, исполнительной и судебной ветвей власти; выработка публичной политической оценки по резонансным событиям, а также связанным с ними фактам, которые могли скрываться от общества.
Принятие Закона будет способствовать созданию в Казахстане нового правового института в форме депутатского расследования и укрепит роль Палат Парламента в правовой системе Республики Казахстан, так и в системе ветвей власти.
Проект
Закон Республики Казахстан
О парламентском расследовании
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением Палатами Парламента Республики Казахстан парламентского расследования в Республике Казахстан.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящим законом устанавливаются основания для проведения парламентского расследования Палатами Парламента Республики Казахстан, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры проведения парламентского расследования, а также права и обязанности государственных органов их должностных лиц, иных организаций а также граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании.
2. Под парламентским расследованием в настоящем Законе пониматься деятельность Палат Парламента по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества, граждан и государства.
Статья 2. Цели и принципы парламентского расследования
1. Целями парламентского расследования являются:
1) защита гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина;
2) обеспечение палатами Палат Парламента Республики Казахстан контроля деятельности Правительства Республики Казахстан, центральных государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора;
3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.
2. Парламентское расследование проводится на основе принципов:
1) законности;
2) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3) уважения чести и достоинства личности;
4) равенства граждан перед законом и судом;
5) коллегиальности, объективности, прозрачности и гласности;
6) независимости депутатов Палат Парламента, проводящих парламентское расследование, и недопустимости вмешательства в их деятельность со стороны должностных лиц государственных органов и иных лиц под угрозой уголовной ответственности;
7) открытости и прозрачности.
3. Парламентское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.
Статья 3. Правовая основа парламентского расследования
Парламентское расследование проводится на основе Конституции Республики Казахстан, настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Статья 4. Предмет парламентского расследования
1. Парламентскому расследованию подлежат:
1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституций Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина;
2) факты причинения значительного ущерба общественным интересам в результате принятия некомпетентных решений государственными органами, органами местного государственного управления и самоуправления, субъектами квазигосударственного сектора;
3) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) грубые нарушения финансовой дисциплины при исполнении государственного бюджета.
5) факты системной коррупции в органах власти;
6) массовые нарушения общественного порядка, связанные с применением насилия или создающие непосредственную угрозу его применения, преступления и иные противоправные действия повлекшие смерть двух и более человек.
2. Парламентскому расследованию не подлежат:
1) деятельность Президента Республики Казахстан, а также государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных;
2) деятельность суда по осуществлению правосудия;
3) деятельность органов прокуратуры и специальных органов.
3. В случае принятия судом к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, парламентское расследование приостанавливается до вынесения судебного решения.
4. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда не могут ставиться под сомнение.
Статья 5. Срок парламентского расследования
1. Срок парламентского расследования не может превышать один год со дня создания комиссии.
2. Парламентское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Мажилиса Парламента соответствующего созыва.
Статья 6. Основания для возбуждения парламентского расследования
1. Основаниями для возбуждения парламентского расследования являются события, ставшие известными депутатам Палат Парламента Республики Казахстан, связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в настоящем Законе.
2. Основанием для возбуждения парламентского расследования могут является решения Конституционного Суда Республики Казахстан, а также рекомендации и предложения Уполномоченного по правам человека и Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан.
Статья 7. Инициатива возбуждения парламентского расследования
1. При наличии фактов и обстоятельств, указанных в настоящем Законе, группа депутатов Мажилиса Парламента или Сената Парламента численностью не менее пяти депутатов направляет Председателю Мажилиса Парламента или Председателю Сената Парламента письменное обращение о возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства и обоснованы необходимость его проведения в соответствии с настоящим Законом.
2. Парламентское расследование может также проводиться по инициативе:
1) комитетов и комиссий Палат Парламента (обеих его палат);
2) фракций политических партий представленных в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.
Письменное обращение в указанных случаях на имя Председателя Мажилиса Парламента или Председателя Сената Парламента о возбуждении парламентского расследования направляется соответственно от комитетов и комиссий Палат Парламента (обеих его палат) либо фракций политических партий.
3. Председатель Мажилиса Парламента или Председатель Сената Парламента после получения такого письменного обращения депутатов выносит вопрос о проведении парламентского расследования на заседание соответствующей палаты Парламента РК.
Статья 8. Порядок принятия решения о возбуждении парламентского расследования
1. Вопрос о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования, рассматривается на заседании соответствующей палаты Парламента не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения.
2. Палата Парламента по итогам рассмотрения вопроса о возбуждении парламентского расследования принимает решение о возбуждении парламентского расследования или об отказе в проведении такого расследования.
Решения о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе комиссии оформляются постановлениями соответствующей Палаты Парламента и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от общего числа депутатов соответствующей Палаты Парламента.
Датой создания комиссии о проведении парламентского расследования считается день вступления в силу постановления о начале парламентского расследования.
Статья 9. Порядок формирования парламентской комиссии
1. При поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и принятии решения о возбуждении парламентского расследования соответствующая Палата Парламента формируют комиссию, состоящую из депутатов соответствующей Палаты Парламента и избирают ее Председателей.
2. Формирование комиссии в Мажилисе Парламента осуществляется из числа депутатов всех фракций политических партий представленных в Мажилисе Парламента Республики Казахстан, а также депутатов Мажилиса избранных по одномандатным территориальным избирательным округам и не входящих в состав фракций политических партий.
В состав комиссии от Мажилиса Парламента должно входить равное число представителей всех фракций политических партий.
Отказ фракции политической партии от направления своих представителей в состав комиссии, а также отказ отдельных депутатов Мажилиса Парламента избранных по одномандатным территориальным избирательным округам и не входящих в состав фракций политических партий войти в состав комиссии не является препятствием для ее создания.
4. В случае принятия решения о проведении парламентского расследования обеими палатами Парламента Республики Казахстан такие решения в соответствии с указанными требованиями принимаются в каждой Палате Парламента.
В данном случае обеими Палатами Парламента, осуществляется формирование общейкомиссии по проведению парламентского расследования.
Каждая Палата Парламента формирует половину состава общей комиссии по проведению парламентского расследования и назначает одного из двух сопредседателей такой комиссии.
5. Комиссия формируется на время проведения парламентского расследования и после его завершения распускается.
6. Инициатива возбуждения парламентского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть создана в течение последних трех месяцев полномочий соответствующей Палаты Парламента, а также в период избирательной кампании по выборам депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.
Статья 10. Требования, предъявляемые к членам комиссии
Членом комиссии не может быть депутат Мажилиса Парламента или Сената Парламента Республики Казахстан:
1) являющийся участником расследуемого комиссией события, а также если депутат имеет прямую заинтересованность в результатах расследования;
2) лишенный неприкосновенности или в отношении которого в порядке установленном законодательством Республики Казахстан рассматривается вопрос о лишении его депутатской неприкосновенности;
3) являющийся членом семьи или состоящий в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события;
4) в случае если имеется очевидная причина для подрыва справедливости и объективности при проведении парламентского расследования.
Статья 11. Прекращение полномочий члена комиссии и замещение вакантных мест
1. Полномочия члена комиссии прекращаются в случае прекращения в соответствии с законодательством Республики Казахстан его полномочий депутата Мажилиса или депутата Сената Парламента.
2. Член комиссии может выйти из ее состава по собственному желанию.
3. Полномочия члена комиссии также могут быть досрочно прекращены по решению соответствующей палаты Парламента Республики Казахстан, в том числе в случае несоответствия члена комиссии требованиям, установленным статьей 10 настоящего Закона.
4. Решение о прекращении полномочий члена комиссии оформляется постановлением соответствующей Палаты Парламента Республики Казахстан.
5. Вакантное место выбывшего члена комиссии замещается другим представителем соответствующей Палаты Парламента в порядке, установленном регламентом соответствующей Палаты Парламента Республики Казахстан.
Статья 12. Председатель комиссии
Председатель комиссии:
1) организует работу комиссии и ведет ее заседания;
2) выступает на заседаниях соответствующей Палаты Парламента Республики Казахстан с сообщениями о деятельности комиссии;
3) распределяет обязанности между членами комиссии;
4) обеспечивает защиту используемой при проведении парламентского расследования информации, отнесенной законодательством Республики Казахстан к служебной информации, а также к ограниченной информации в соответствии с законодательством о государственных секретах;
5) подписывает протоколы заседаний комиссии;
6) решает иные вопросы в соответствии с настоящим Законом и регламентом парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования.
Статья 13. Секретарь комиссии
1. Секретарь комиссии избирается на первом заседании комиссии из числа ее членов.
2. Секретарь комиссии:
1) отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии;
2) руководит деятельностью аппарата комиссии;
3) обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений;
4) организует ведение делопроизводства комиссии.
Статья 14. Обеспечение деятельности комиссии
1. Для обеспечения деятельности комиссии формируется ее секретариат, состоящий из штатных работников соответствующих аппаратов Палат Парламента Республики Казахстан.
2. При проведении парламентского расследования комиссия вправе:
1) привлекать к ее работе представителей правоохранительных и государственных органов, специалистов, экспертов и ученых;
2) запрашивать необходимые сведения у государственных органов, других организаций, а также граждан;
3) приглашать должностных лиц правоохранительных и государственных органов, других организаций, а также граждан для дачи разъяснений.
Комиссия может иметь и иные права в соответствии с регламентами Палат Парламента.
3. Должностные лица правоохранительных и государственных органов при проведении парламентского расследования обязаны предоставлять комиссии полную и достоверную информацию (включая документы и иные материалы).
Статья 15. Регламент парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования
1. Основные положения, касающиеся процедуры парламентского расследования, устанавливаются настоящим Законом и регламентами Палат Парламента. Комиссия вправе принять регламент парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, устанавливать правила проведения парламентского расследования, которые не должны противоречить настоящему Закону, иным законам Республики Казахстан, а также регламентам Палат Парламента.
2. В регламенте комиссии определяются:
1) порядок проведения заседаний комиссии;
2) порядок ведения делопроизводства комиссии и оформления ее документов;
3) порядок подготовки итогового доклада комиссии;
4) порядок формирования и деятельности отдельных рабочих групп;
5) порядок исполнения членами комиссии своих обязанностей;
6) иные вопросы организации деятельности комиссии.
Статья 16. Порядок работы комиссии
1. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует две трети от общего числа членов комиссии.
2. Заседания комиссии, как правило, проводятся в открытом режиме. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.
3. В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
4. Уполномоченный по правам человека в Республики Казахстан вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе комиссии.
5. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 15 дней со дня создания комиссии.
Статья 17. Рабочие группы
Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в случае необходимости на место расследуемого комиссией события могут создаваться рабочие группы, в состав которых входят члены комиссии и работники секретариата комиссии.
Статья 18. План работы комиссии
1. Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:
1) основные направления парламентского расследования;
2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении парламентского расследования;
3) сроки завершения основных этапов парламентского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки итогового доклада комиссии);
4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения.
2. В план работы комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.
Статья 19. Материалы, на основании которых проводится парламентское расследование
1. Материалами, на основании которых могут устанавливаться факты и
делаться выводы в отношении предмета парламентского расследования, являются:
1) официальные документы государственных органов и органов местного государственного управления и самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора, в том числе письма и служебные документы;
2) документы и материалы государственных учреждений, а также негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций и граждан;
3) свидетельские показания, в том числе показания должностных лиц, а
также любых других лиц, которым могут быть известны обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе парламентского расследования;
4) сообщения в средствах массовой информации и в Интернете;
5) экспертные заключения.
6) иные материалы необходимые для проведения парламентского расследования.
Статья 20. Проведение экспертизы
1. Комиссия по проведению парламентского расследования может принимать решение о назначении экспертизы по вопросам, ответы на которые
необходимы для проведения парламентского расследования и требуют специальных познаний в области науки, техники или ремесла.
2. Проведение экспертизы по решению комиссии по проведению парламентского расследования поручается экспертному учреждению, обладающему необходимым штатом экспертов в соответствующей сфере. Эксперт, назначенный экспертным учреждением, обязан дать экспертное заключение исходя из своих знаний и подготовки. Эксперт предупреждается об установленной Законом ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
3. Экспертное заключение предоставляется комиссии по проведению парламентского расследования в письменном виде. Эксперт, давший экспертное заключение, может быть приглашен на заседание комиссии по проведению парламентского расследования. В этом случае эксперт обязан явиться на заседание и дать разъяснения по существу данного им экспертного заключения.
Статья 21. Порядок принятия решений комиссии
1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.
2. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
3. Решение по итоговому докладу комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов комиссии.
Статья 22. Права комиссии
1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства Республики Казахстан, иных государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора и иных организаций копии документов, относящихся к предмету парламентского расследования, а также информацию, необходимую для проведения парламентского расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;
3) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать парламентскому расследованию;
4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол.
2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать парламентскому расследованию.
Статья 23. Права и обязанности членов комиссии
1. Члены комиссии обязаны:
1) в соответствии с регламентом комиссии лично участвовать в заседаниях комиссии и деятельности образованных комиссией рабочих групп;
2) выполнять поручения комиссии;
3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе парламентского расследования.
2. Члены комиссии имеют право:
1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;
2) в порядке, установленном регламентом комиссии, задавать вопросы лицам, приглашенным на ее заседания;
3) осуществлять иные права предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
3. Любой из членов комиссии вправе выразить свое особое мнение по поводу решения, принятого комиссией. Такое особое мнение изложенное в письменном виде прикладывается к решению и рассматривается как его неотъемлемая часть.
Статья 24. Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании
1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии или рабочей группы в течение 15 дней предоставить необходимую для проведения парламентского расследования информацию, документы и материалы. Предоставление комиссии или рабочей группе сведений о частной жизни граждан допускается только с их согласия.
2. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в парламентском расследовании, обязаны:
1) прибыть на заседание комиссии;
2) дать все необходимые объяснения и ответить на все интересующие вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой.
3. За отказ от предоставления комиссии необходимой для проведения парламентского расследования информации (документов, материалов), за уклонение от такого предоставления либо за предоставление комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 25. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании
1. Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в парламентском расследовании, вправе:
1) не давать показания против себя самого, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом;
2) пользоваться услугами адвоката;
3) вести необходимые записи;
4) знакомиться с протоколом опроса;
5) ходатайствовать о внесении изменений в протокол опроса;
6) ходатайствовать о привлечении к участию в парламентском расследовании других лиц.
2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать парламентскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.
Статья 26. Итоговый доклад комиссии
1. По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии (далее - итоговый доклад), который направляется в соответствующие Палаты Парламента Республики Казахстан.
2. В итоговом докладе должны содержаться выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам.
3. В итоговом докладе могут содержаться предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования.
4. В итоговом докладе могут содержаться предложения об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, предложения о совершенствовании деятельности государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора, а также иных организаций, предложения о проведении досудебного расследования и возбуждении уголовных дел.
5. Соответствующая Палата Парламента в течение одного месяца рассматривают и утверждают итоговый доклад.
В заседании Палаты Парламента при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада вправе участвовать Уполномоченный по правам человека Республики Казахстан.
6. Палаты Парламента Республики Казахстан при рассмотрении итогового доклада вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения.
7. Итоговый доклад считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов соответствующей Палаты Парламента.
8. В случае, если итоговый доклад не утвержден соответствующей Палатой Парламента, деятельность комиссии прекращается.
9. Утвержденный итоговый доклад комиссии направляется Президенту Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, Генеральному прокурору Республики Казахстан и публикуется в установленном порядке в средствах массовой информации.
10. Итоговый доклад может направляться в правоохранительные органы, государственные органы и органы местного государственного управления и самоуправления и в иные организации.
11. После направления итогового доклада Президенту Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан и Генеральному прокурору Республики Казахстан парламентское расследование считается завершенным и комиссия распускается.
12. Итоговый доклад подлежит обязательному рассмотрению на заседании Правительства Республики Казахстан и в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, в течение одного месяца со дня его получения. О принятом по итоговому докладу решении палаты Парламента уведомляются незамедлительно.
13. Итоговый доклад не подлежит обжалованию в суде.
Статья 27. Материально-техническое обеспечение деятельности комиссии
Материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется в рамках обеспечения деятельности Палат Парламента Республики Казахстан.
Статья 28. Ведение в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводиться в действие после истечения шестидесяти дней со дня его официального опубликования.
2. Парламентское расследование в соответствии с настоящим Законом проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим после введения его в действие.