Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности парламентской оппозиции.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Парламентская оппозиция
Парламентская оппозиция – политические партии, имеющие депутатские фракции в Мажилисе Парламента, открыто оппонирующие политике парламентского большинства, включая голосование по законопроектам; и не представленные в составе действующего правительства.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с деятельностью политических партий, образующих парламентскую оппозицию.
Статья 3. Законодательство о парламентской оппозиции
Законодательство Республики Казахстан о парламентской оппозиции основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Статья 4. Общие принципы деятельности парламентской оппозиции
Деятельность парламентской оппозиции осуществляется на основе следующих общих принципов:
1) законность;
2) транспарентность;
3) самостоятельность;
4) представительство интересов избирателей.
Глава 2. Деятельность парламентской оппозиции
Статья 5. Права парламентской оппозиции
Парламентская оппозиция имеет право:
1) выдвигать из числа своих депутатов кандидатуры председателей постоянных комитетов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, а также заместителя Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан;
2) выдвигать кандидатуры из числа членов партии для их назначения на должность заместителей министров Республики Казахстан социально-экономического блока, в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан;
3) выдвигать из числа членов партии председателя и членов Счетного комитета Республики Казахстан по контролю за исполнением республиканского бюджета в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан;
4) инициировать и проводить парламентские слушания и парламентские расследования;
5) входить в состав любых государственных комиссий и экспертных советов при центральных государственных органах;
6) при внесении правительством законопроекта, разрабатывать и вносить альтернативный проект данного Закона, который подлежит одновременному рассмотрению в рабочей группе Мажилиса Парламента;
7) на получение любой информации от государственных органов, необходимой для надлежащего исполнения своих обязанностей в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
8) на свободный доступ ко всем должностным лицам и на все объекты по вопросам, связанным с исполнением служебных обязанностей, в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
9) на гарантированное выступление по требованию депутатской фракции ее представителя на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан, пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан, заседаниях постоянных комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и иных парламентских мероприятиях;
10) на финансирование деятельности из средств республиканского бюджета;
11) на освещение своей деятельности в государственных средствах массовой информации и негосударственных средствах массовой информации в рамках государственного информационного заказа;
12) на финансирование социальных программ партии из республиканского бюджета в рамках выделенного парламентского лимита;
13) на участие в работе уполномоченных государственных органов (совещаниях, заседаниях рабочих групп и т.д.) при подготовке ими ответов на депутатские запросы, направленные депутатами парламентской оппозиции, для защиты позиции, изложенной в запросе;
14) осуществлять иные права в соответствии с Законами Республики Казахстан.
Статья 6. Порядок выдвижения и избрания на должности в Мажилисе Парламента Республики Казахстан от парламентской оппозиции
1. Кандидатура на должность заместителя Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан от парламентской оппозиции вносится фракцией партии, набравшей наибольшее число голосов на парламентских выборах среди партий парламентского меньшинства.
Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан представляет Мажилису Парламента указанную кандидатуру к избранию на должность заместителя Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан от парламентской оппозиции.
2. Кандидатуры на должности председателей постоянных комитетов Мажилиса Парламента Республики Казахстан от парламентской оппозиции вносятся фракциями партий парламентского меньшинства в самостоятельном порядке на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан и избираются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При этом, на должность председателя Комитета по финансам и бюджету могут выдвигаться только депутаты от парламентской оппозиции.
3. Руководители партийных фракций, составляющих парламентскую оппозицию, являются членами бюро Мажилиса Парламента Республики Казахстан по должности.
Статья 7. Порядок выдвижения на должность Председателя и члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от парламентской оппозиции
1. Кандидатуры на должность Председателя Счетного Комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от парламентской оппозиции выдвигаются депутатскими фракциями парламентской оппозиции из числа членов своей партии.
Выдвинутая кандидатура вносится на рассмотрение Президента Республики Казахстан.
2. Кандидатуры на должность члена Счетного Комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от парламентской оппозиции выдвигаются соответствующими депутатскими фракциями из числа членов своей партии.
Выдвинутые кандидатуры вносятся на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан, для принятия решения о назначении в качестве члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от парламентской оппозиции.
Статья 8. Порядок выдвижения на должности заместителей министров от парламентской оппозиции
Представители парламентской оппозиции имеют право быть представленными в Правительстве на уровне заместителей министров социально-экономического блока. Кандидатуры на должность соответствующего заместителя Министра Республики Казахстан в министерствах социального и экономического блока выдвигаются из числа членов партии парламентской оппозиции руководящим органом данной партии.
Выдвинутые кандидатуры вносятся на рассмотрение Министра Республики Казахстан.
По итогам рассмотрения Министр Республики Казахстан обязан внести представление в Правительство Республики Казахстан о назначении на должность одного из своих заместителей представителя парламентской оппозиции.
Статья 9. Предмет самостоятельных мероприятий парламентской оппозиции
1. Парламентская оппозиция вправе инициировать парламентские слушания и расследования:
1) по вопросам соблюдения гражданских свобод;
2) по фактам коррупции в конкретных государственных органах или конкретных должностных лиц;
3) по обстоятельствам чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных с тяжелыми последствиями и некомпетентностью ответственных лиц;
4) по иным вопросам, имеющим важное значение или вызвавшим широкий общественный резонанс.
2. Парламентская оппозиция не вправе инициировать парламентские слушания по вопросам деятельности суда по осуществлению правосудия.
3. Предметом обсуждения парламентской оппозиции не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступлений.
4. Парламентские слушания не могут быть инициированы в отношении дел, находящихся на рассмотрении суда.
Статья 10. Проведение собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций парламентской оппозиции
1. Парламентская оппозиция вправе проводить собрания, митинги, шествия, пикеты и демонстрации в специально отведенных местах в уведомительном порядке.
2. Парламентская оппозиция при организации собраний, митингов, шествий, пикетирования или демонстрации, принимает обязательство, что целью их проведения не является разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости, сословной исключительности, насильственное ниспровержение конституционного строя, посягательство на территориальную целостность республики, нарушение других положений Конституции, законов и иных нормативных актов Республики Казахстан, а также что их проведение не угрожает общественному порядку и безопасности граждан.
3. Местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) не вправе отказать в проведении собраний, митингов, шествий, пикетирования или демонстрации парламентской оппозиции, организуемых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Государственные органы, общественные объединения, а также граждане, не вправе препятствовать собраниям, митингам, шествиям, пикетам и демонстрациям парламентской оппозиции, проводимым в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. При организации собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, парламентская оппозиция не обязана указывать в уведомлении цели мероприятия, в силу того, что ее программа получила поддержку избирателей.
Ответственность за проведение собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций парламентской оппозиции возлагается на партию и ее должностных лиц.
5. Местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), в случае разногласий по проведению собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций парламентской оппозиции, обязаны предложить парламентской оппозиции конкретные изменения, которые могут касаться только места или маршрута проведения мероприятия, а также времени. Указанные предложения должны быть предоставлены парламентской оппозиции не позднее, чем за пять дней до заявленной даты мероприятия.
Отсутствие ответа либо рекомендаций государственного органа в указанный срок рассматривается как фактическое согласие с заявкой парламентской оппозиции на проведение мероприятия.
Статья 11. Освещение деятельности парламентской оппозиции
1. Освещение деятельности парламентской оппозиции в государственных средствах массовой информации и в рамках государственного заказа, осуществляется в равном объеме с освещением деятельности политической партии, составляющей парламентское большинство.
2. Перечень государственных средств массовой информации и негосударственных средств массовой информации участвующих в освещении деятельности парламентской оппозиции на основании государственного заказа, утверждается уполномоченным органом в сфере средств массовой информации.
3. Контроль за обеспечением гарантий равенства в освещении деятельности парламентской оппозиции средствами массовой информации осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.
4. Порядок и методика сравнительного учета объемов эфирного времени и печатных публикаций, освещающих деятельность парламентской оппозиции и партии парламентского большинства в республиканских средствах массовой информации утверждается Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом в сфере средств массовой информации
5. Сведения об обеспечении гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности в средствах массовой информации публикуются Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан ежегодно не позднее 31 января текущего года в республиканских средствах массовой информации.
Статья 12. Гарантии независимости законодательной инициативы депутатов от парламентской оппозиции
1. Запрещается правительственная цензура предложений депутатов парламентской оппозиции в проекты законов, внесённых Правительством и находящихся на рассмотрении Мажилиса Парламента.
В этих целях не допускается направление на согласование (заключение) Правительства изменений и дополнений в обсуждаемые законопроекты, вносящиеся от депутатов парламентской оппозиции, за исключением вопросов, предусматривающих увеличение расходов либо сокращение доходов текущего бюджета.
Наличие положительного заключения Правительства Республики Казахстан по предложениям депутатов парламентской оппозиции по всем остальным предложениям не требуется.
2. При внесении Правительством Республики Казахстан на рассмотрение в Мажилис Парламента проекта закона, депутаты парламентской оппозиции вправе в трехмесячный срок внести альтернативный проект Закона. Разработка альтернативного законопроекта финансируется из бюджета, в объёме не менее пятидесяти процентов от объёма финансирования правительственного законопроекта.
Проекты законов, инициируемые и вносимые парламентской оппозицией в качестве альтернативы к правительственным законопроектам, поступившим на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан, не требуют получения положительного заключения Правительства Республики Казахстан и не подлежат правительственной цензуре.
Исключение из требований настоящей статьи Закона составляют проекты Законов, а также изменения и дополнения в проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов.
Статья 13. Рассадка депутатов от парламентской оппозиции при проведении заседаний палат Парламента Республики Казахстан
Для обеспечения координации работы депутатов парламентской оппозиции и условий для оперативной выработки согласованной позиции по обсуждаемым вопросам, на совместных и раздельных заседаниях Палат Парламента Республики Казахстан рассадка депутатов в залах заседаний Парламента осуществляется компактно, согласно принадлежности к депутатской фракции.
Исходя из международных парламентских традиций, депутатские фракции левой политической ориентации располагаются в левой стороне зала; депутатские фракции правой политической ориентации - в правой стороне зала от президиума заседания.
Статья 14. Гарантии осуществления полномочий депутата от парламентской оппозиции
1. При проведении пленарных заседаний, рабочих групп и на иных мероприятиях Парламента Республики Казахстан, парламентской оппозиции гарантируется право выступления для изложения ее официальной позиции. Прения могут быть прекращены только с соблюдением данного права.
2. При изложении официальной позиции депутатской фракции на пленарных заседаниях, рабочих группах и на иных мероприятиях Парламента Республики Казахстан, руководителям фракций для выступления выделяется дополнительное время в объеме пяти минут.
3. Депутаты от парламентской оппозиции находятся под защитой государства. Им гарантируется личная безопасность, защита чести и достоинства в объеме и пределах, установленных Законами Республики Казахстан.
Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата от парламентской оппозиции или его близких, с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Депутаты от парламентской оппозиции не могут быть лишены депутатской неприкосновенности до окончания установленного законом срока их полномочий.
Досрочное снятие депутатской неприкосновенности допускается только с согласия фракции партии парламентской оппозиции, членом которой является данный депутат, а также по основаниям предусмотренным Конституционным законом «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
5. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом от парламентской оппозиции, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, подлежат ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 15. Финансирование парламентской оппозиции
Финансирование деятельности парламентских партий осуществляется из средств республиканского бюджета на соответствующий год, из расчёта не менее десяти процентов от минимального размера заработной платы за каждый голос избирателя, поданный при голосовании за политические партии, представленные в Мажилисе Парламента по итогам последних выборов.
При этом, совокупное финансирование партий парламентской оппозиции в совокупном выражении не может составлять меньше суммы финансирования партии парламентского большинства.
Для соблюдения данного требования, при необходимости выделяется дополнительное финансирование парламентских партий, данные средства распределяются между партиями парламентского меньшинства пропорционально полученным голосам избирателей.
Статья 16. Финансирование социальных программ парламентской оппозиции
В целях своевременного разрешения социальных вопросов, оставшихся без внимания правительства, в расходной части республиканского бюджета предусматриваются средства в размере одного процента на финансирование социальных программ парламентских партий.
Данные средства не требуют процедуры согласования с правительством, распределяются между парламентскими партиями пропорционально полученным голосам избирателей и используются ими в самостоятельном порядке, с соблюдением установленных бюджетных процедур и ответственности.
Средства, выделяемые на финансирование социальных программ парламентской оппозиции, должны составлять не менее пятидесяти процентов от аналогичного финансирования партии парламентского большинства. Данные средства не могут использоваться для финансирования самих партий.
Глава 3. Заключительные положения
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о парламентской деятельности
Нарушение законодательства о парламентской оппозиции влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 18. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие в течение года со дня официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан