17
Август

«За ступор на границе расплачиваются не китайские грузоотправители, а граждане Казахстана» - Азат Перуашев посетил таможенный пост «Нурлы жол» на казахско-китайской границе

17 августа 2020 года, Алматинский областной филиал Демократической партии Казахстана «Ак жол»

По просьбе предпринимателей, в прошлые выходные председатель Демократической партии «Ак жол», депутат Мажилиса Азат Перуашев посетил таможенный пост «Нурлы жол» (ранее стоявший на Хоргосе) на казахско-китайской границе в Алматинской области.

Как и сообщали предпринимтели-участники внешнеэкономической деятельности, перед постом образовалась 50-ти километровая очередь из 2,5 тысяч фур, некоторые из которыхстоят уже по 40 дней, тогда как отдельные тягачи за это же время проходят по 2-3 раза. Водители фур сообщают о «толкачах» - по их словам, нелегальная «такса» за проход машины вне очереди составляетот 1 до 3 тыс$.

Депутат встретился и обсудил данную проблему с руководством района и таможенного поста, которые предпринимают усилия для решения вопроса. В проблеме проявился целый клубок отношений: ограничения китайской стороны в связи с коронавирусом, действия отечественных контрольных органов, включая дорожную полицию, эмоции и справедливое возмущение дальнобойщиков.

Местные власти и участники ВЭД озвучили ряд предложений, требующих рассмотрения на центральном уровне. Нужно срочно «расшивать» вопрос по нескольким направлениям: договариваться с КНР об открытии дополнительных пунктов пропуска (прежде всего -  Колжат, а также Бахты и Майкапшчагай), ускорении доставки товаров на склады с китайской стороны, организациипараллельной загрузки фур на казахстанской территории (силами СВХ), задействовать возможности КТЖ (Сухой порт, Достык) и МЦПС; внедрять электронную очередь для прозрачной работы.

Азат Перуашев заверил, что внесёт эти предложения Правительству. В то же время, он обратил особое внимание на необходимость пресечения незаконной деятельности «толкачей»: как говорят дальнобойщики, из 50 фур в день, на китайскую сторону заходят лишь 5-10 очередников, остальных сотрудники дорожной полиции проводят вне очереди. Водители не исключают, что среди таких могут быть как действительно приоритетные грузы, утвержденные созданным штабом при акиме района (скоропортящиеся товары, тягачи, заходящие за оборудованием для строящихся отечественных предприятий и т.д.); но заявляют и о коррупционных фактах. Они передали депутату список номеров фур, неоднократно проходящих в обход очереди.

Сообщается о росте стоимости найма фуры (фрахта) до Алматы с докарантинных 3-4 тысдолл. до 12-15 тыс долл., что уже привело к значительному подорожанию товаров массового потребления, включая детскую одежду, что особенно чувствительно для населения перед учебным годом и осенним сезоном. Как подчеркнул А.Перуашев, это лишь доказывает, что за ступор на границе фактически расплачиваются не китайские грузоотправители, а граждане Казахстана, доходы которых и без того упали до минимума.

По итогам состоявшихся встреч демпартия «Ак жол» готовит запрос Правительству.