Премьер-министру
Генеральному прокурору
Начиная с 2017 года фракция Демпартии «Ак
жол» направила ряд депутатских запросов о защите прав частных предприятий от
олигополии в сфере железнодорожных путей в лице АО «ЦТС» и ему подобных
структур.
К сожалению, вынуждены констатировать, что
все эти годы ответы госорганов на сигналы бизнеса о беспределе, рейдерстве и
закабалении добросовестного бизнеса - олигархами и железнодорожной мафией –
показывают безразличие чиновников к проблемам предпринимателей, даже несмотря
на прямые поручения Главы государства и создание комиссии по демонополизации
экономики.
Единственное, что на сегодня сделала
комиссия для бизнеса – добилась снижение тарифов. Это огромная помощь, которая
прямо влияет на стоимость продукции. Но при этом остаются нарушенными права
частной собственности, никуда не исчезли монополии (а значит сохраняется угроза
последующего завышения тарифов и иных поборов с бизнеса), ж/д пути по-прежнему
не передаются тем, кто на них работает.
Да, в самом АО «ЦТС» сменился собственник,
от одного монополиста сотни путей – передали другому монополисту.
Но при этом никто в правительстве даже
пальцем не пошевелил по поводу ж/д путей, незаконно захваченных у бизнеса.
Цитирую ответ Правительства от 28 ноября
на наш запрос от 7 октября т.г.: «На сегодняшний день факты регистрации и
эксплуатации (АО «ЦТС» - А.П.) подъездных путей, принадлежащих другим
юридическим лицам (кроме КТЖ – А.П.) не зафиксированы».
Уважаемые, фракция «Ак жол» на протяжении
пяти лет в своих запросах указывает конкретные компании, у которых АО «ЦТС»
рейдерским способом захватило их подъездные пути. Это АО «Тогузакский комбинат
зернопродуктов» (Костанайская обл.), ТОО «Павлодарская нива» (Павлодар), ТОО
«Смарт- ЕХ» (Караганда), ИП «Гаязов» и другие. Раз уж у госорганов короткая
память и никудышная база данных, приложим их обращения снова.
Но это только те компании, которые
обратились к нам, а многие даже не знают куда обращаться, так как в предыдущие
ими безуспешно пройдены все судебные инстанции. Кроме того, попытки в очередной
раз оспорить захват их имущества связан с огромными суммами госпошлины, которые
зачастую неподъёмны для ограбленных предприятий.
У предпринимателей вызывает вопросы,
почему комиссия по демонополизации экономики в части ж/д инфраструктуры
озаботилась исключительно защитой государственных
интересов.
Так, в ответе Правительства сообщается,
что деятельностью АО «ЦТС» нанесён ущерб государству, а изъятые средства 28
млрд идут на погашение налогов и содержание путей того же ЦТС и КТЖ, т.е.
опять-таки принадлежащих государству. Сегодня Минфин сообщил о передаче
государству ещё 26 компаний отрасли. Молодцы конечно.
Но ведь ещё раньше было установлено
необоснованное завышение тарифов АО «ЦТС» и с частных предпринимателей как
минимум в 12 раз, и именно настолько эти тарифы обязали сократить. Однако
почему-то никто не собирается взымать с монополиста те лишние 95% тарифа,
которые АО «ЦТС» незаконно взимал с предпринимателей на протяжении более 5 лет?
Остался без правовой оценки и приказ
Комитета по регулированию монополий Минэкономики от 24 июня 2016 г., который и
узаконил повышение тарифа для ЦТС со 153 до 2250 тг, т.е. в 15 раз?
Как сообщают предприниматели, именно
ссылаясь на этот приказ до сих пор суды и следствие выводят их предприятия из
статуса потерпевших по делу ЦТС и не дают возможности требовать с этого монстра
возврата сотен миллионов незаконно переплаченных тарифов.
Но ведь согласно закона, монополист обязан
возмещать потребителям незаконные тарифы. По данным прокуратуры, пострадавших
от таких тарифов ЦТС насчитывается более 4 тысяч субъектов бизнеса. Получается,
госорганам безразличны их права и само сохранение предприятий? Что это, если не
саботаж прямых поручений Президента?
Напомним, что согласно п.1 ст.6
Конституции, в Республике Казахстан равным
образом признаются и защищаются государственная и частная собственность.
В этой связи, фракция Демпартии «Ак жол»
заявляет о неудовлетворительной работе комиссии по демонополизации в сфере
железнодорожной инфраструктуры, игнорировании
ею конституционных прав частного бизнеса, и требует:
Выявить в активах АО «ЦТС» ж/д пути,
незаконно изъятые не только у КТЖ, но и у
бывших частных предприятий и вернуть их законным владельцам;
Рассмотреть вопрос об инициировании новых судебных
претензий к АО «ЦТС» в части возмещения
предпринимателям незаконно удержанной части тарифа, начиная с 24 июня 2016 г.;
Помимо ЦТС, изучить рынок на предмет
незаконной деятельности и других
подобных монополистов в сфере ж\д путей, сообщения о злоупотреблениях
которых продолжают поступать в Демпартию «Ак жол» (при необходимости, передадим
такую информацию);
Проработать механизм прямой продажи ж\д подъездных путей в собственность самим
производственным предприятиям, работающим на данных ветках, без всяких
новых монополистов и «прокладок».
В целом, в деятельности комиссии по демонополизации учитывать защиту интересов не только государства, но и предпринимателей, т.к. именно они прежде всего становятся жертвами рейдерства и поборов монополий.
С
уважением,
депутаты фракции Демпартии «Ак жол»