09
Декабря

09.12.2020

«Ак жол»: Финрегуляторы не понимают, что социальное расслоение является общества главной угрозой обществу, экономике и государственности

Премьер-Министру РК

Мамину А.У.

Председателю Национального банка РК

Досаеву Е.А.

Председателю Агентства по регулированию и развитию финансового рынка

Абылкасымовой М.Е.

Глава государства в своем Послании от 1 сентября т.г. поручил «обеспечить субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики».

4 ноября, наша фракция направила депутатский запрос в Правительство, Национальный банк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, с просьбой о безотлагательном и полном исполнении данного поручения.

Кроме того, с начала «коронакризиса» фракция Демпартии «Ак жол» неоднократно требовала принять меры по общему снижению процентов по кредитам для населения и МСБ, в том числе - через снижение базовой ставки Нацбанка до 4-5%.

При снижении процентов до этого уровня отпала бы необходимость в выделении сотен миллиардов из бюджета на субсидирование кредитов.

Такие запросы и обращения направлялись нами начиная с 11 марта шесть раз (!): 5 апреля, 22 июня, 13 августа, 4 и 30 сентября т.г.

Однако получаемые ответы госорганов говорят лишь о неготовности финансовых регуляторов идти на кардинальные меры для спасения МСБ.

Например, в ответе Нацбанка говорится, что он «следует принципам инфляционного таргетирования», основной целью которого «является поддержание ценовой стабильности».

В этой связи вынужден напомнить, что в Послании Первого Президента Республики «Третья модернизация Казахстана» от 31 января 2017 г., по этому поводу чётко говорилось, цитирую: «Национальный банк должен отвечать не только за инфляцию, но и совместно с правительством – за рост экономики» - цитата окончена.

С каких пор Нацбанк отменяет поручения Первого Президента?

Ещё интереснее ответы АРРФР, потому что они содержат глубокомысленные рассуждения о том, что такое базовая ставка и как трудно понять её природу.

Но эти рассуждения не отвечают, почему такие мудрые финансисты Казахстана, установив базовую ставку в 9,25% с трудом удерживают инфляцию на уровне 8,5% (это только официально).

А «неграмотные» банкиры в Европе, например, установив базовую ставку межбанковского финансирования Euribor в отрицательной зоне -0,5/-0,55%, удерживают инфляцию в 0,5-0,8%.

То есть, там можно взять в кредит 100 евро, а через пять лет отдать 97. Тогда как у нас через пять лет нужно отдавать все 200.

Аналогичной политики количественного смягчения, как принципа контрцикличности, придерживаются и ФРС США, и центробанки многих других западных и восточных стран, включая соседнюю Россию.

Почему во всех нормальных странах в период кризиса банкиры поддерживают свой бизнес и дают кредиты практически бесплатно, а наши продолжают «грузить» и без того загибающиеся население и бизнес?

 Самым действенным средством борьбы с инфляцией является производство собственных товаров. И именно его наши финансовые регуляторы дружно убивают.

В других ответах отказ от снижения базовой ставки мотивируется поддержанием доходности депозитов. Но тогда раскройте пожалуйста, кто является основными держателями депозитов? Сколько граждан имеет накопления, скажем, более 10 млн тенге (т.е. больше гарантирования вкладов)?

По данным прошлогоднего исследования агентства «Альпари», только 3,5% взрослого населения (или 380 тыс.чел.) в РК зарабатывали более 10 тыс. долл. (т.е. 4 млн. тг) в год. Да, наверное, эти 380 тысяч человек имеют депозиты. Их нужно поддерживать и защищать, но наверно не ценой обнищания других. Насколько справедливо, что ради обеспечения завышенных доходов по депозитам для 3,5% населения, остальные 96% наших граждан должны платить нереальные проценты по кредитам? 

Мы также вполне допускаем, что депозиты имеются у национальных компаний, госпредприятий, государственных институтов развития, сырьевых гигантов и монополистов. Но почему для высоких доходов по их депозитам банки обдирают малый и средний бизнес? Дайте пожалуйста информацию, какую долю в депозитах юрлиц занимают средства квазигоссектора, институтов развития, недропользователей и монополистов. И тогда мы поймем, на кого работают отечественные предприниматели и население, выплачивая такие проценты.

Не случайно Счетный комитет регулярно выявляет факты, когда нацкомпании, госпредприятия или институты развития, вместо того, чтобы инвестировать по назначению полученные от государства деньги, предпочитают размещать их на депозиты, а потом выписывать миллионные премии на эти проценты.

А сами банки предпочитают свободные средства вкладывать не в экономику, а в ноты Нацбанка, доходность по которым также привязана к базовой ставке.

Тем самым, неадекватно завышенная базовая ставка сдерживает инвестиционную активность и ложится тяжким грузов на наших граждан и предпринимателей, доводя их до банкротства. Но даже закон о банкротстве физических лиц, который бы защитил минимальные социальные гарантии должников, госорганы тоже никак не хотя принимать.

Неужели в Нацбанке и Агентстве по финансовым рынкам не понимают, что такая политика ведет к социальному расслоению, когда богатые богатеют, а бедные – беднеют?

И именно эта тенденция является главной угрозой обществу, экономике и даже государственности?

Далее. Относительно исполнения поручения Президента о субсидировании всех действующих кредитов МСБ, в ответах сообщается, что одобрены субсидии по 8 тысячам кредитов для 4 тысяч субъектов МСБ. Однако не приведены сведения о том, сколько предпринимателей обращались за помощью, скольким из них отказано в рефинансировании.

Между тем, по данным НПП, за период карантина пострадало более 1 млн. субъектов бизнеса; закрылись или приостановили деятельность более 430 тысяч из них. Что такое поддержка 4 тысяч из 430 тысяч? Меньше одной десятой доли процента!

Это происходит потому, что решение о предоставлении поддержки бизнесу или отказе принимают не госорганы и даже не «Даму» или другие институты развития, а сами банки. Не случайно к нам обращаются предприниматели о случаях вымогательства и необоснованных отказах.

Фактически, государственную политику в сфере поддержки МСБ госорганы отдали банкам. Благодаря безынициативной позиции Нацбанка и АРРФР, не госорганы, а банки сегодня определяют государственную политику в сфере поддержки бизнеса и покупательской способности населения.

Но насколько это оправданно с точки зрения государственных интересов? Демпартия «Ак жол» считает такое положение не соответствующим интересам экономики и развития бизнеса. Напомним, Президент К.Токаев поручал снизить кредиты до 6% ВСЕМ пострадавшим субъектам МСБ, а не 4 из 430 тысяч.

На основании вышеизложенного, депутатская фракция Демпартии «Ак жол» настоятельно предлагает:

  1. Нацбанку – снизить базовую ставку до 4-5%
  2. Агентству финансовых рынков – добиться аналогичного снижения процентов по всем кредитам для населения и МСБ
  3. Запретить банкам отказывать обратившимся за рефинансированием пострадавшим от коронакризиса малым и средним предприятиям в снижении процентов до 6%. Либо, как минимум – обязать банки второго уровня письменно мотивировать отказ предпринимателю в рефинансировании кредита, с правом оспорить такой отказ в судебном порядке.

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»