22
Января

22.01.2020

«Ак жол»: Новые требования Нацбанка к обменным пунктам направлены против малых предпринимателей – депутатский запрос

Председателю Агентства финансового надзора

Абылкасымовой М.Е.

Уважаемая Мадина Ерасыловна!

В ходе встреч в регионах в партию «Ак жол» обратились предприниматели, работающие в небольших городах и райцентрах в сфере обмена валюты.

По их данным, 4 апреля 2019 года Национальным банком были приняты поправки в Правила организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан, которые предусматривают новые требования к работе обменных пунктов.

В частности, поправками повышается минимальный размер уставного капитала обменных пунктов:

  • 100 млн тенге для каждого обменного пункта в Нур-Султане, городах республиканского значения (в прежних правилах – 30 млн тенге), административных центрах областей, городах областного значения (в прежних правилах – 20 млн тенге):
  • 50 млн тенге для каждого обменного пункта с иным местом нахождения (в прежних правилах – 10 млн тенге).

В правила также включили несколько дополнительных пунктов, которые определяют режим работы и лимит средств, необходимый для работы обменника.

«Для деятельности по осуществлению обменных операций с наличной иностранной валютой уполномоченная организация ежедневно обеспечивает наличие на своих банковских счетах и (или) в кассе обменного пункта денег в тенге или иностранной валюте, а также аффинированного золота в слитках (при наличии) в размере не менее 100% от минимального размера уставного капитала», – говорится в пункте 33-1 Правил.

Почему именно сто миллионов тенге?

Откуда взялась эта огромная сумма?

Причём, не у владельца бизнеса, а непосредственно в самом обменном пункте?

Национальный банк объясняет увеличение размера уставного капитала и наличие средств в кассе, - укрупнением бизнеса и недопущением отказов клиентам по причине небольшого объема наличности в кассе. Вдруг кто-то придет в обменник и захочет купить сразу 300 тыс.долларов – так что ли?

Неужели непонятно, что такое требование не только выводит из оборота огромные (для малого и среднего бизнеса) средства, но и ставит под угрозу и сам бизнес, и жизнь его сотрудников.

Ведь тем самым провоцируется рост нападений на обменные пункты, у охранников которых зачастую нет даже травматического оружия. И при этом любой злоумышленник будет иметь в виду, что в каждом обменнике в любом небольшом городе или райцентре всегда должно быть, как минимум 50 млн.

Многие ли потенциальные преступники устоят перед таким искушением, особенно если учесть, что сегодня калечат и убивают не за 50 миллионов, а за 5 тысяч тенге?

Кроме того, регулятором были приняты поправки в Правила в части изменения режима работы обменных пунктов и фиксации личных данных клиента.

Сокращение времени работы обменных пунктов создаст определенные трудности для рынка, потому что в вечернее время осуществляется достаточно большое количество операций. Не у всех казахстанцев есть возможности обменять валюту в рабочее время. Многие работающие граждане делают покупки и, при необходимости, меняют валюту после работы, т.е. 18:00 или 19:00. И, как правило, это не сотни тысяч, а 100-200 долларов, отложенных до зарплаты.

Что касается требований Национального банка к фиксации личных данных клиента, считаем, что данная норма нарушает требование Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите». Тем более данным Законом регламентировано, что Особенности сбора, обработки и защиты персональных данных могут регулироваться только Законами и актами Президента Республики Казахстан, но ни в кое случае не приказами председателя Национального Банка РК.

Считаем, что указанные требования направлены против малых предпринимателей, в интересах их более крупных конкурентов и банков. Малый бизнес не может нанять охранное агентство и приставить к каждому кассиру телохранителя.

Между тем, малый бизнес в данной сфере не только обеспечивает рабочие места, но и предоставляет услуги на более гибких условиях и с более выгодными курсами для клиентов, чем те же банки.

Их искусственное «выдавливание» приведет к образованию серого рынка валют (например, в вечернее и ночное время), и к формированию двойного курса, так сказать, официального и рыночного, как это было до последнего времени в Узбекистане.

Почему опыт соседей ничему не учит наших чиновников, неужели им нужно все ошибки повторять самим?

В связи с образованием возглавляемого Вами Агентства, просим вернуться к рассмотрению данного вопроса с участием представителей не только банков, но и малого и среднего бизнеса в данной сфере.

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»