Министру торговли и интеграции РК
Султанову Б.Т.
Транзитный потенциал Казахстана является одним из важнейших ресурсов экономического развития Республики. В этих целях Первый Президент в 2008 году дал старт строительству транспортного коридора Западная Европа-Западный Китай, который должен был составить конкуренцию морским маршрутам, прежде всего, за счёт скорости доставки грузов.
На реализацию данного проекта Казахстан привлекал международное финансирование порядка 5,5 млрд долл., которые страна выплачивает с процентами.
Однако уже построенный коридор, и его финансовая отдача тормозятся неповоротливостью уполномоченных органов. Так, уже около года на международном пункте «Нур жолы» на казахско-китайской границе простаивают в очереди сотни автомобилей. Фракция «Ак жол» с прошлого лета неоднократно обращалась к Правительству по этой проблеме, но как показывает недавний скандал в Жаркенте, проблема о сих пор не решена.
Также периодически возникают заторы на границе с Россией, несмотря на созданный Евразийский экономический союз.
В партию «Ак жол» обратились предприниматели с жалобами о том, что уже несколько дней более трёхсот автофур простаивают на пункте пропуска «Сырым» на казахско-российской границе.
Причиной заторов на пропускных пунктах является одностороннее ужесточение пропуска с Российской стороны и требование российских пограничников оборудовать технологические проходы в кузове автомашины. Однако такие требования не предусмотрены стандартами и регламентами ЕАЭС к грузовым перевозкам.
Депутаты фракции «Ак жол» считают необходимым напомнить о том, что согласно ст.1 Договора о ЕАЭС в рамках экономического союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг и капитала.
Ужесточение пограничного контроля внутри ЕАЭС препятствует свободному передвижению товаров, наносит прямой финансовый ущерб бизнесу и не соответствует принципам единого экономического пространства.
Обратившиеся предприниматели выражают непонимание и возмущение бездействием отечественных чиновников в ситуации, ущемляющей национальные экономические интересы Казахстана.
Фракция «Ак жол» разделяет такую оценку, требует срочно защитить наших предпринимателей, проработать проблему с российскими партнёрами и обеспечить условия для свободного передвижения товаров и соблюдения условий ЕАЭС.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»
Ответ: