19
Января

19.01.2022

«Ак жол»: По аналогии с РОП, нужно вернуть в бюджет поступления и от обязательной маркировки товаров. Сегодня введенные государством платежи идут в карман частной монополии

Вице-Премьеру

Султанову Б.Т.

В выступлении Главы Государства К.Ж. Токаева на заседании Мажилиса Парламента от 11 января 2022 года была подвержена критике деятельность компании оператора «РОП». Дано прямое поручение о прекращении деятельности этой частной компании и, самое главное, указано, что функции по утилизации и утилизационного сбора должно выполнять государство.

Фракция ДПК «Ак жол» категорически поддерживает это решение. Именно наша фракция 20 сентября 2017 года в своем депутатском запросе на имя Премьер-Министра Сагинтаева Б.А.подняла вопрос о правовом статусе оператора РОП и статусе собираемых им денежных средств. Мы указывали, что, по сути, это налог, но почему-то этим налогом распоряжаются в частном порядке и в обход бюджетных средств. Мы ставили вопрос, что акционером при создании оператора РОП должно быть Правительство. К сожалению, нас тогда не услышали.

Сегодня мы вынуждены поднять вопрос по обязательной маркировке товаров. Депутаты фракции «Ак жол» не поддержали Ратификацию Соглашения о маркировке товаров в 2018 году. Мы также дважды направляли письма в адрес Правительства с требованием пересмотреть на площадке Комиссии Евразийского экономического союза необоснованное расширение перечня товаров, подлежащих маркировке.

Мы указывали, что маркировку товаров, как механизм борьбы с теневым, нелегальным товаром нужно применять только для подакцизной группы товаров, что, собственно, и применяется в международной практике.

Фракция «Ак жол» обращала внимание Правительства, что введение обязательной маркировки приведёт к удорожанию потребительских товаров и продуктов питания, создаст серьёзные проблемы в отчётности для бизнеса.

Чиновники уверяли нас, что этого не произойдёт, но пилотный проект в прошлом году показал, что введение маркировки привело к удорожанию молочной продукции на 35%. В результате от нее отказались.

Но ввели маркировку для обуви, отчего многие обувные магазины рискуют оказаться парализованными, предприниматели сообщают о росте цен на 20-25%, что вносит свой вклад в общую инфляцию. Также введена маркировка на табачные и меховые изделия, а это многомиллиардные обороты.

На очереди введение маркировки и для других товаров: так, согласно Постановлению Правительства от 10.09.2020 года №568, установлены сроки ввода маркировки на текстильную продукцию, воду и напитки, лекарственные средства. На очереди и другая продукция.

Но парадоксальным образом фискальные органы отказались от маркировки алкогольной продукции, где всегда была самая высокая доля контрафакта. Т.е. именно там, где нужен контроль – маркировку убирают. На наш взгляд, этот вопрос требует внимания антикоррупционных органов.  

Напомним, что 19 мая 2020 года президент К.Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета уже предлагал отложить введение обязательной маркировки товаров и более внимательно изучить этот вопрос.

Однако правительство продолжает его внедрять.

Между тем, любые обязательные платежи, вводимые государством, по своей природе должны считаться налогами.

Например, те же акцизные марки на алкоголь и табачные изделия, которые также призваны обеспечить прозрачность рынка.

В этой связи, фракция «Ак жол» вынуждена повторно ставить вопрос: почему обязательные платежи, которые вводятся от имени государства, - почему эти платежи, а по сути, налоги - поступают в частную компанию-оператора маркировки?

Так, единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров. определен АО «Казактелеком», 49% которого принадлежат частным структурам.

Здесь невольно напрашивается аналогия с утильсбором и РОП, в отношение которых Глава государства поручил разобраться и обеспечить поступление платежей государству, а не частным лицам, получившим монополию за счет государственного регулирования.

На основании вышеизложенного фракция ДПК «Ак жол» просит:

1) В целях защиты национальных экономических интересов внести предложение в Евразийскую Экономическую комиссию о приостановлении расширения перечня товаров, попадающих под маркировку.

2) Отказаться от маркировки товаров, где её внедрение сопровождается ростом цен на потребительском рынке.

3) Передать функции оператора маркировки государству и обеспечить поступление средств от маркировки товаров в бюджет страны.

С уважением депутаты фракции «Акжол»