18
Января

18.01.2023

«Ак жол»: Пора переходить от продажи сырой нефти за границу к ее глубокой переработке

Министру энергетики РК

Б.Акшолакову

Общеизвестно, что экономика Казахстана слишком сильно зависит от нефтегазовой отрасли. Почти 44 процента бюджета государства приходится на эту отрасль. Но, к сожалению, на сегодняшний день 80% добываемого сырья экспортируется в виде сырой продукции.

По данным Национального бюро статистики, в 2021 году объем добычи нефти составил 85,7 млн. тонн, и только 17,1 млн. -  переработано у нас.

Вместе с тем, Глава государства К. Токаев в своем Послании от     1 сентября 2020 года подчеркнул, что «Длительный нефтяной суперцикл, похоже, завершился. Следует быть готовым к совершенно новой конъюнктуре мирового рынка. Создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики для нас не просто необходимость, этот путь уже безальтернативен».

Поэтому пришла пора переходить от продажи сырой нефти за границу к ее глубокой переработке.

Не секрет, что каждый год именно в сезоны посева или уборки урожая ощущается нехватка дизельного топлива. По данной проблеме было множество дискуссии. Выясняется, что основной причиной является дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Три крупнейших нефтеперерабатывающих завода в Казахстане ориентированы в основном на производство высокооктанового бензина. На низком уровне осталось производство дизельного топлива, которое является драйвером экономики нашей страны.

Вопрос обеспечения страны ГСМ, даже не смогла решить модернизация трех крупных казахстанских НПЗ. Кроме того, в августе прошлого года из-за аварии остановлен Атырауский НПЗ, после чего по техническим причинам остановился и Шымкентский НПЗ. Чудо не произошло: дефицит усилился еще больше.

Для покрытия дефицита дизельного топлива в стране в том же 2021 году по высоким ценам было закуплено более 450 тыс. тонн дизельного топлива.

Однако, отмечается, что помимо трех гигантских заводов, в стране имеются более 30-ти малых нефтеперерабатывающих заводов, которые могут перерабатывать почти 7 млн тонн сырья в год. Но эти предприятия по разным причинам не работают в полной мере на экономику нашей страны.

Конечно, эти предприятия пока не имеют возможности производить топливо высокого октанового числа. Но их продукция подходит для производства нефтепродуктов более низкого качества: в частности, дизельного топлива, мазута и битума.

Отметим, что проблема по битуму акцентировалась даже в последнем Послании Главы государства. По вопросам автобитума в прошлом году фракция «Ак жол» направляла отдельный депутатский запрос.

В связи с вышеуказанной проблемой фракция «Ак жол» предлагает следующее:

1. Сократить государственные ресурсы, направленные на добычу нефти и газа, и перенаправить их на глубокую переработку полезных ископаемых;

2. Оказать со стороны государства всестороннюю поддержку и дать возможность малым нефтеперерабатывающим предприятиям увеличить качество и объем нефтепродуктов в целях сокращения экспорта нефти в виде сырья и решения дефицита ГСМ в стране.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»