10
Февраля

10.02.2021

«Ак жол» потребовал от правительства решить вопросы практической реализации механизма оффтейк-контрактов

Премьер-Министру РК

Мамину А.У.

Председателю Агентства РК

по регулированию и развитию финансового рынка

Первый Президент Казахстана и действующий Глава государства постоянно ставят перед Правительством задачу по развитию и поддержке отечественных товаропроизводителей.

Одним из наиболее эффективных инструментов такой поддержки являются оффтейк-контракты, гарантирующие долгосрочный закуп всей выпускаемой продукции предприятия.

Наличие оффтейк-контракта позволяет бизнесу уверенно привлекать и инвестировать капитал в основные средства предприятий, проводить модернизацию производства и планировать окупаемость инвестиций. 

В Казахстане пионером и, к сожалению, пока единственным системным проводником оффтейк-стратегии на уровне корпоративной политики выступает Фонд «Самрук-Казына». Причём, Фонд использует данный инструмент и для расширения ассортимента отечественной продукции, стимулируя производство товаров, ранее не производившихся в Казахстане.

В настоящий момент ФНБ «Самрук-Казына» одобрено 37 оффтейк-контрактов в отраслях машиностроения, нефтехимии и телекоммуникаций. Объем запланированных инвестиций по этим проектам составляет свыше 218 миллиардов тенге, с созданием около 2 000 новых рабочих мест.

Из наиболее успешных можно привести пример - оффтейк-договора с ТОО «Asia Trafo» по производству высоковольтных трансформаторов, на сумму 6 млрд.тг., которые ранее импортировались из других стран. Благодаря упомянутому договору, заводу удалось расширить производство и покрыть рынок нацкомпаний данной продукцией. 

На этой неделе планируется заключение еще нескольких оффтейк-контрактов на сумму более 70 млрд.тг.

Но в ходе реализации таких проектов выявилась необходимость доработки данного формата, выходящей за рамки компетенции Фонда.  

Так, на «Samruk Business Forum» в прошлом году Правительство заявило, что типовая форма оффтейк-контрактов согласована с Ассоциацией финансистов Казахстана, и эти контракты будут приниматься банками второго уровня в качестве залогового обеспечения при кредитовании под реализацию данных проектов.

Однако на практике отечественные промышленники сталкиваются с тем, что в банках ссылаются на отсутствие соответствующих норм в банковском регулировании и отказывают в финансировании оффтейк-контрактов. В результате реализация важных проектов, актуальность и эффективность которых для экономики признана на уровне Фонда национального благосостояния, – оказывается под угрозой срыва.

Ещё более нелепой эта ситуация выглядит в отношении Банка Развития Казахстана. 100%-ным владельцем и Фонда «Самрук-Казына», и Банка развития является государство.

Государство в лице Фонда выступает гарантом поступления средств по оффтейк-контракту, и опять же государство в лице Банка БРК, отказывается принимать эти гарантии (можно сказать, свои же гарантии) в обеспечение кредита.

При этом финансовая устойчивость Банка Развития Казахстана определяется на основе параметров Банка, их пороговых значений и методики расчета, определяемых Правительством Республики Казахстан, а значит, принятие оффтейк-договоров Банком развития Казахстана в качестве твердых залогов определяется Правительством Республики Казахстан. 

Кроме того, учитывая прекращение с 1 января т.г. норм по поддержке отечественных товаропроизводителей в деятельности иностранных инвесторов, ранее предусмотренной Кодексом о недрах, полагаем необходимым распространить механизм оффтейк-контрактов не только на структуры «Сармук-Казына», но и на систему госзакупок и закупок крупных иностранных недропользователей.

В этой связи, депутатская фракция Демократической партии «Ак жол» просит решить следующие вопросы практической реализации механизма оффтейк-контрактов:

  1. внести необходимые дополнение в банковское регулирование, для признания оффтейк-контрактов в качестве залогового обеспечения по кредитам, связанным с выполнением таких проектов;
  • внести аналогичные дополнения в регулирование деятельности Банка развития Казахстана;
  • Распространить практику заключения оффтейк-контрактов на систему госзакупок и закупок крупных недропользователей, в т.ч. - путём прямых переговоров с ведущими иностранными инвесторами.

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»

Ответ: