21
Сентября

21.09.2022

«Ак жол»: Предлагаемая руководством КТЖ трансформация может привести к новым уголовным делам

Заместителю Премьер- министра

Республики Казахстан 

Скляр Р.В

В послании Народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Глава государства озвучил, что Национальная компания «Қазақстан темір жолы» будет преобразована в полноценную транзитно-логистическую корпорацию.

В адрес партии «Ак жол» поступают обращения от частных транспортных компаний, экспедиторов, операторов вагонов и терминалов и других участников рынка, которые высказывают сильную озабоченность тем, каким образом АО «КТЖ», планирует выполнять указанное поручение Главы Государства, так как роль и место КТЖ в транспортной отрасли являются системообразующими и крайне чувствительными для всего рынка перевозок и логистики.

Руководство компании уже презентовало своё видение трансформации, которое вызвало крайнюю обеспокоенность бизнеса.

Так, КТЖ ориентируется на примеры таких транзитно-логистических корпораций, как Maersk, Ever green, Deutsche Bahn AG.

Между тем, как считают независимые эксперты Форбс, эти примеры крайне неоднозначные. Так, Deutsche Bahn AG после многолетних трансформаций, во избежание олигополии в итоге раздробилось на два десятка независимых структур.

Морские линии Maersk и Ever green, контролирующие огромную часть мирового рынка морских перевозок, стали в одностороннем порядке менять тарифы на перевозки, вводить дополнительные сборы за пиковый сезон, что в конечном итоге вызвало рост цен на их перевозки в 4-5 раз и нестабильность сроков поставки.

По мнению участников рынка, трансформация КТЖ в заявленном самой компанией ключе может привести к демпингу на начальном этапе (в целях ликвидации конкурентов), а в дальнейшем - повышение тарифов, либо введение других надбавок к стоимости услуг.

Всё это приведёт к усилению условий для коррупции в деятельности монополиста.

Особое возмущение бизнеса в концепции трансформации АО «КТЖ» в транспортно-логистическую корпорацию вызывает указание, что логистическая деятельность Компании должна быть вне текущих рамок регулирования.  Другими словами, деятельность нового монополиста будет неподконтрольна требованиям честной конкуренции и обязательств перед контр-партнёрами.

В этой связи возникает вопрос о защите интересов частного бизнеса в трансформации АО «КТЖ». Не превратит ли подобная трансформация и без того монопольные полномочия КТЖ в ещё большего монстра на рынке?

Почему представители частного казахстанского бизнеса не привлечены к проработке трансформации АО «НК «КТЖ» в транзитно-логистическую корпорацию.

Кроме того, учитывая заявления о демонополизации отраслей экономики, снижении участия государства и квазигосударственного сектора в экономике страны, возникает ряд вопросов, а именно:

1) Почему подходы руководства КТЖ по преобразованию в Национальную транспортно-логистическую компанию - противоречат поручениям Главы государства по снижению участия государства в экономике и демонополизации железнодорожной отрасли, данным в том же Послании 1-го сентября т.г.?

2) Является ли указанная Концепция – целенаправленной позицией уполномоченных госорганов по дальнейшей монополизации рынка железнодорожных услуг и уменьшению доли частного бизнеса на рынке?

3) Существуют ли вообще планы госорганов по развитию конкуренции и либерализации на рынке железнодорожных грузовых перевозок?

4) Не повторится ли в случае реализации указанной Концепции ситуация, аналогичная захвату сотен железнодорожных тупиков компанией ЦТС, когда через 5 лет после четырёх запросов Демпартии «Ак жол», монополия в итоге была признана незаконной, а организаторы пошли под суд, который проходит в эти дни. 

С уважением, депутаты фракции ДПК «Ак жол»