Заместителю Премьер- министра
Республики Казахстан
Скляр Р.В
В послании
Народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Глава государства озвучил, что
Национальная компания «Қазақстан темір жолы» будет преобразована в полноценную транзитно-логистическую
корпорацию.
В адрес партии
«Ак жол» поступают обращения от частных транспортных компаний, экспедиторов,
операторов вагонов и терминалов и других участников рынка, которые высказывают
сильную озабоченность тем, каким образом АО «КТЖ», планирует выполнять указанное
поручение Главы Государства, так как роль и место КТЖ в транспортной отрасли
являются системообразующими и крайне чувствительными для всего рынка перевозок
и логистики.
Руководство
компании уже презентовало своё видение трансформации, которое вызвало крайнюю
обеспокоенность бизнеса.
Так, КТЖ
ориентируется на примеры таких транзитно-логистических корпораций, как Maersk, Ever
green, Deutsche Bahn AG.
Между тем, как
считают независимые эксперты Форбс, эти примеры крайне неоднозначные. Так,
Deutsche Bahn AG после многолетних трансформаций, во избежание олигополии в
итоге раздробилось на два десятка независимых структур.
Морские линии
Maersk и Ever green, контролирующие огромную часть мирового рынка морских
перевозок, стали в одностороннем порядке менять тарифы на перевозки, вводить
дополнительные сборы за пиковый сезон, что в конечном итоге вызвало рост цен на
их перевозки в 4-5 раз и нестабильность сроков поставки.
По мнению участников
рынка, трансформация КТЖ в заявленном самой компанией ключе может привести к
демпингу на начальном этапе (в целях ликвидации конкурентов), а в дальнейшем -
повышение тарифов, либо введение других надбавок к стоимости услуг.
Всё это приведёт
к усилению условий для коррупции в деятельности монополиста.
Особое
возмущение бизнеса в концепции трансформации АО «КТЖ» в
транспортно-логистическую корпорацию вызывает указание, что логистическая деятельность
Компании должна быть вне текущих рамок регулирования. Другими словами, деятельность нового
монополиста будет неподконтрольна требованиям честной конкуренции и
обязательств перед контр-партнёрами.
В этой связи
возникает вопрос о защите интересов частного бизнеса в трансформации АО «КТЖ». Не
превратит ли подобная трансформация и без того монопольные полномочия КТЖ в ещё
большего монстра на рынке?
Почему
представители частного казахстанского бизнеса не привлечены к проработке
трансформации АО «НК «КТЖ» в транзитно-логистическую корпорацию.
Кроме того, учитывая
заявления о демонополизации отраслей экономики, снижении участия государства и
квазигосударственного сектора в экономике страны, возникает ряд вопросов, а
именно:
1) Почему подходы
руководства КТЖ по преобразованию в Национальную транспортно-логистическую
компанию - противоречат поручениям Главы государства по снижению участия
государства в экономике и демонополизации железнодорожной отрасли, данным в том
же Послании 1-го сентября т.г.?
2) Является ли
указанная Концепция – целенаправленной позицией уполномоченных госорганов по
дальнейшей монополизации рынка железнодорожных услуг и уменьшению доли частного
бизнеса на рынке?
3) Существуют
ли вообще планы госорганов по развитию конкуренции и либерализации на рынке
железнодорожных грузовых перевозок?
4) Не повторится ли в случае реализации указанной Концепции ситуация, аналогичная захвату сотен железнодорожных тупиков компанией ЦТС, когда через 5 лет после четырёх запросов Демпартии «Ак жол», монополия в итоге была признана незаконной, а организаторы пошли под суд, который проходит в эти дни.
С
уважением, депутаты фракции ДПК «Ак жол»