03
Февраля

03.02.2021

Депутаты «Ак жола» предложили полностью отменить уголовную ответственность бизнесменов за экономические преступления

Генеральному прокурору РК

Нурдаулетову Г.Д.

Председателю Агентства РК

по финансовому мониторингу

Демократическая партия Казахстана «Ак жол» и предпринимательское сообщество, в целом, позитивно восприняли создание Агентства по финансовому мониторингу при Президенте Республики Казахстан.

Создание именно гражданского ведомства, а не новой силовой структуры подчёркивает его направленность на декриминализацию предпринимательской деятельности.

Это безусловный показатель того государственного значения, которое Президент К.Токаев уделяет деофшоризации и благоприятному бизнес-климату в стране. Вынуждены отметить, что данный шаг более чем своевременный, учитывая тенденции последних лет по «закручиванию гаек» в отношении предпринимателей. Так, только за 2020 год, согласно официальным данным Генеральной прокуратуры, число экономических преступлений, а значит и уголовных дел по ним, выросло на 23%. Подавляющее большинство из них, это незаконная выписка счетов-фактур, нарушение бухгалтерского учета, незаконное получение кредита и другие. Каждая из указанных статей предусматривает наказания вплоть до лишения свободы.

При этом, само наличие уголовной ответственности позволяет месяцами держать предпринимателя под стражей, подвергать вымогательствам и захвату бизнеса. Неслучайно значительная часть таких дел прекращается до суда.

Еще хуже, когда предпринимателя все-таки сажают в тюрьму: предприятие ликвидируется, оборудование ржавеет, сотни людей лишаются работы, а государство лишается налогов. Тюрьма еще никого не сделала лучше. А общество еще и оплачивает его содержание. По факту проигрывают все.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что провинившихся бизнесменов нужно наказывать рублем, а не заключением. Проворовался, не заплатил налоги – пусть заплатит в два-три раза больше. Зато он сохранится как субъект экономики, будет продолжать приносить прибыль государству, сохранит рабочие места.

Поэтому мы надеемся, что с созданием Агентства по финансовому мониторингу при Президенте Республики Казахстан будут окончательно разделены экономические и коррупционные преступления. Экономические нарушения совершаются предпринимателями, а коррупционные – с участием государственных служащих или государственных предприятий.

Считаем, что степень ответственности по ним должна резко отличаться и выступаем за полную декриминализацию экономических нарушений, когда к предпринимателям в принципе не должны применяться тюремные сроки. Поэтому есть необходимость расширения альтернативных мер наказания.

В частности, с развитием современных технологий появляется возможность вернуться к таким методам, как ссылка и высылка. Эти меры были исключены из Уголовного кодекса в 1998 году, ввиду невостребованности.

Однако, сегодня они позволили бы не делать уголовниками обычных предпринимателей. Такие нарушители, как правило, обладают деловой хваткой, нередко имеют средства и целые предприятия. Получается их переселение вместо тюрьмы, в малые города и районные центры, может поддержать местную экономику. Ведь такие осужденные не захотят сидеть без дела, перевезут семьи и бизнес, построят дома для себя и своих специалистов, отремонтируют школы, где учатся их дети, откроют заведения для досуга. Тем самым, государство вместо преступников может сохранить действующих предпринимателей и даже целенаправленно оживить депрессивные райцентры и малые города, например, в Северо-Казахстанской или Кызылординской области, Аркалыке или по периметру внешних границ Республики.  

На основании изложенного, депутатская фракция Демократической партии Казахстана «Ак жол» предлагает рассмотреть следующие меры гуманизации наказаний за экономические преступления:

  1. отменить такую меру, как лишение свободы, за экономические преступления, полностью заменив ее финансовыми санкциями;
  2. в случае невозможности полной отмены, ввести альтернативные виды наказания для предпринимателей, как ссылка в отделенные районы Республики и высылка с запретом на проживание в крупных городах и областных центрах, с сохранением права на занятие бизнесом;
  3. определить вероятные места ссылки экономических нарушителей из числа районных центров и малых городов, нуждающихся в притоке пусть оступившихся, но все же предпринимателей и их инвестиций.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

Ответ: