08
Октября

08.10.2025

«Ак жол» предложил продлить беспошлинный ввоз электромобилей

Премьер-Министру РК

О.Бектенову

В Послании народу 2024 года Президент К.Токаев подчеркнул, что переход к зелёной экономике и развитию экологичного транспорта является стратегическим приоритетом государства. Глава государства отметил: «Сохранение здоровья нации невозможно без чистого воздуха, воды и устойчивой городской среды».

Одним из действенных инструментов в этом направления стал льготный режим ввоза электромобилей, освобождающий граждан от уплаты таможенных пошлин и утилизационного сбора. Эта мера показала хорошие результаты в обновлении автопарка и сокращении вредных выбросов.

В стране зарегистрировано свыше 6,4 миллиона автомобилей, из них более 70 % старше 10 лет, которые выбрасывают в атмосферу в 5–7 раз больше вредных веществ, чем современные авто. Особенно остро эта проблема проявляется в крупных городах: так, в Алматы, по данным экологического мониторинга, до 80 % загрязнения воздуха приходится именно на автотранспорт.

Введение льготных условий для электромобилей дало ощутимый эффект: если в 2022 году в страну ввезено лишь 1 245 электромобилей, то в 2024 году — уже 15 700 единиц, т.е. в 12 раз больше. 

Этот сектор уже начал формировать собственную экосистему — создавая новые рабочие места, сервисные центры, локальные сборочные площадки, развивая инфраструктуру и обучая специалистов.

Параллельно развивается сеть зарядных станций: их количество выросло с 200 до 1 200, из которых в Алматы действует более 400 точек, в Астане — около 300, в Шымкенте и областных центрах - ещё 500.

Однако доля электромобилей в общем парке всё ещё крайне незначительна: в Казахстане они составляют лишь 0,5%, тогда как в Китае - 35 %, в Норвегии — 80 %, в странах Евросоюза – более 22%.

Поэтому фракция «Ак жол» считает крайне важным поддержать набирающий популярность, но всё ещё находящийся на старте переход граждан на электромобили, что позволит защитить наши города от ставшего привычным даже для Астаны ядовитого смога.

Между тем, срок действия льготного режима на ввоз электромобилей истекает в конце 2025 года, после чего произойдёт повышение цен на электромобили на 30–40 %, что приведет к снижению спроса и замедлению роста экологичного транспорта.

Не случайно в недавнем интервью один из лидеров отечественного автомобилестроения Нурлан Смагулов заявил, что без мер государственной поддержки невозможно ожидать бурного роста рынка электромобилей.

Считаем, что прекращение льгот подорвёт перспективы оздоровления воздуха в наших городах, а также приведёт к дальнейшему ухудшению экологии. (ещё раз хотим отметить, что в загрязнении атмосферы Алматы 80% играют именно автомобильные выхлопы).

На основании вышеизложенного Демократическая партия «Ак жол» предлагает:

1) Продлить действие льготного режима на ввоз электромобилей сроком не менее чем на три года, при необходимости – инициировать данный вопрос перед Евразийской экономической комиссией;

2) Оказать содействие в развитии инфраструктуры для электромобилей, включая развитие зарядных станций;

3) Оказать меры по стимулированию отечественных производителей и инвесторов на сборку и производство электромобилей и их компонентов.

С уважением,

Депутаты фракции «Ақ жол»

 

О.Нуралдинов

А.Перуашев

Д.Еспаева

К.Иса

Е.Барлыбаев

С.Ерубаев