Министру экологии, геологии
и природных ресурсов РК
Мирзагалиеву М.М.
Министру здравоохранения
Республик Казахстан
Цой А.В
Уважаемый Магзум Маратович!
Уважаемый Алексей Владимирович!
На фоне печального опыта повторной вспышки коронавируса COVID-19 после прекращения чрезвычайного положения, а также сообщений о второй волне массовых заражений в Европе, России и других странах, особую актуальность приобретают меры по предотвращению угрозы нового распространения и новых жертв пандемии в нашей стране.
В этой связи особую опасность представляют отходы медицинских учреждений (защитные костюмы, шприцы, бинты, и т.д.), использованные в работе с заражёнными COVID-19.
В принципе, в Казахстане, согласно международным требованиям, утверждена классификация медицинских отходов по степени эпидемиологической опасности (5 классов), имеются правила их утилизации.
В мировой практике для утилизации используют сжигание либо автоклавирование (микроволновую и паротепловую обработку) медицинских отходов. В Казахстане в основном используется метод сжигания.
Однако вызывает тревогу отсутствие единых требований и тарифов к данной деятельности.
К примеру, только в лечебных учреждениях подконтрольных акимату г.Нур-Султан (их более 30), в обычном режиме образуется более 400 тонн эпидемиологически опасных, особо опасных и токсикологически опасных медицинских отходов.
В нынешней ситуации их объёмы скорее всего значительно выросли.
При этом, разброс цен за утилизацию составляет от 20 тенге за килограмм отходов, которые оплачивает городская поликлиника №4, до 818 тенге за килограмм (поликлиника № 6), т.е. с 40-кратной разницей.
Понятно, что при таком положении появляется соблазн ценового демпинга при закупках способом «ценовых предложений» проводимых лечебными учреждениями на утилизацию медотходов.
В результате повсеместно присутствуют факты попадания медицинских отходов на полигоны бытовых отходов или даже на несанкционированные свалки, что на фоне продолжающейся пандемии несёт крайне высокие риски для жизни и здоровья населения.
И это не просто наши опасения, так как в соцсетях и независимых телеграмм-каналах появились видео и фотоснимки транспортировки опасных медотходов на машинах скорой помощи и их выбрасывания в мусорные баки в жилых кварталах или недалеко от них в Алматы, Караганде и других регионах.
Недалеко от г.Нур-Султан в сторону села Ключи выброшены медицинские отходы (пробирки с кровью, шприцы) в количестве 2-3 тонн. И таких примеров не мало.
Все эти действия происходили и задолго до пандемии, проходили во время пандемии и продолжаются сейчас.
Но ведь теперь такие действия не просто опасны, а убийственно преступны.
Как известно, даже умерших от коронавируса пациентов хоронят в особом порядке, пытаясь максимально защитить людей и окружающую среду от распространения эпидемии, игнорируя человеческие чувства и религиозные традиции родственников.
Но ведь медицинские отходы представляют не меньшую, а скорее всего – большую опасность, так как на них находится биоматериал не одного, а многих носителей вируса.
В связи с вышеизлизложенным, депутатская фракция «Ак жол» просит Министерство здравоохранения и Министерство экологии в срочном формате разобраться с поступающими сигналами, навести порядок в данной сфере, а также ужесточить контроль и ответственность за нарушения требований транспортировки и утилизации опасных медицинских отходов.
Со своей стороны депутаты фракции «Ак жол» готовы инициировать соответствующие поправки в законодательство, отработанные со службами по эпидемиологической безопасности.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»