11
Март

11.03.2020

«Ак жол» просит правительство с особым вниманием относиться к МСБ в ходе реализации антикризисных мер – депутатский запрос

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А.У.

Фракция Демократической партии «Ак жол» выражает поддержку усилиям государства по преодолению кризисной ситуации, сложившейся вследствие обвала цен на нефть на мировых рынках 9 марта т.г.

Эти события, как и другие торговые войны последних лет, в очередной раз создают неблагоприятные условия для роста и макроэкономических процессов в странах с сырьевой ориентацией экономик.

Тем не менее, оперативная реакция на изменения глобальной конъюнктуры со стороны руководства государства и правительства, и прежде всего – наличие подушки безопасности в лице созданного Первым Президентом Национального фонда – позволяют Казахстану значительно снизить негативный эффект кризиса и гарантировать выполнение социальных обязательств перед обществом.

 

В этой связи мы положительно оцениваем создание Штаба оперативного реагирования и принимаемые им первоочередные меры, готовы оказывать необходимое содействие Правительству.

В то же время, считаем, что некоторые шаги нуждаются в уточнении.

Так, в совместном заявлении Правительства и Нацбанка, в частности, говорится: 

- о предотвращении необоснованного роста цен, особенно на социально-значимые товары и услуги;

- о жестком контроле за недопущением сокращения работников;

- о повышении базовой ставки Нацбанка, которая затем была резко увеличена с 9,25% до 12%.

Заявленные направления вызывают определённые вопросы в бизнес-сообществе, прежде всего - среди малых и средних предприятий.

Например, каким образом будет определяться обоснованность или необоснованность цен? Будет ли при этом учитываться вся цепочка стоимости, или опять крайними окажутся лишь непосредственные производители товаров и магазинчики у дома?

Между тем, даже не говоря об импортных товарах и сырье, оплате кредитов банкам, повторном налогообложении и т.д. – значительную долю себестоимости составляют тарифы монополистов в энергетике, водоснабжении, владельцев подъездных путей, всевозможных управляющих компаний над ними, созданных, в том числе, самими акиматами.

Их аппетиты, миллионные зарплаты и бонусы сидят в хлебе, молоке, крупах, макаронных изделиях, детской одежде и т.д.

Цены на эти товары акиматы будут контролировать в первую очередь, а поборы монополистов с их производителей, как правило, остаются без должного внимания.

 

Относительно жёсткого контроля за недопущением сокращения работников – крайне важная мера, когда речь идёт о сырьевых гигантах, эксплуатирующих природные богатства Казахстана.

Однако, распространение того же подхода на все отрасли, включая малые и средние предприятия является неоднозначным, особенно учитывая, как наши чиновники понимают выражение «жёсткий контроль». Они и без того о «мягком» контроле никогда не слышали.

Совершенно очевидно, что на фоне происходящего объективно снизится покупательская способность населения.

А значит, сократятся и доходы предприятий, работающих с населением, которым к тому же запретили повышать цены, вопреки объективным тенденциям. Из чего платить зарплату, если бизнес станет убыточным?

Маленькие трудовые коллективы нередко становятся одной семьёй, и с пониманием относятся к необходимости сократить зарплату, чтобы избежать сокращений или даже закрытия бизнеса.

В том и сила малого и среднего бизнеса, что при ухудшении конъюнктуры он может сократить издержки, а при восстановлении оборотов – снова набрать скорость. Если лишить МСБ этой возможности – он просто разорится, потому что запас прочности у него очень небольшой.

 

Что касается повышения базовой ставки Нацбанка – то это решение не учитывает правила контрцикличности, которое предписывает повышать проценты при росте экономики, а в кризис - напротив, делать кредиты дешевле.

И без того при нынешних ставках выживает преимущественно торговля чужими товарами. Собственное производство при таких процентах по кредитам никогда не станет рентабельным. А зависимость от импорта означает и ещё  большую зависимость от валютных колебаний и цен на сырьё. Получается замкнутый круг.

Считаем, что в нынешних условиях нужно не ограничивать инвестиции, а напротив, ускорить программу несырьевой индустриализации, выделить дополнительные средства и скорее запустить работу Фонда развития промышленности, предоставить дешёвые и долгосрочные средства производству готовой продукции, прежде всего - товаров массового потребления, обеспечить честную конкуренцию и прозрачные условия на рынке. Сдерживать цены нужно у монополистов, висящих на шее у производителей и населения, а не у МСБ; максимально сократить любые непроизводственные, кредитные и коррупционные издержки предпринимателей, которые ложатся дополнительным грузом в себестоимость товаров. В дальнейшем нужны срочные меры по уходу от нефтяной зависимости и построению современной диверсифицированной экономики. Лучшим инструментом для этого является открытость и прозрачность власти и её решений перед обществом.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что экономические реформы уже невозможны без реформирования политической системы, поэтапного внедрения институтов и принципов Парламентской Республики.

На основании вышеизложенного, просим в ходе реализации антикризисных мер учитывать системные причины происходящего, с особым вниманием относиться к взаимодействию с предприятиями малого и среднего бизнеса.

С уважением,

депутаты фракции Демократической партии «Ак жол»