29
Января

29.01.2020

«Ак жол» просит прокуратуру возбудить иск в интересах пассажиров разбившегося рейса «Бек Эйр» - депутатский запрос

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А. У.

Генеральному прокурору РК

Нурдаулетову Г.Д.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Уважаемый Гизат Дауренбекович!

Прошел месяц со дня авиакатастрофы в алматинском аэропорту, когда потерпел крушение самолет компании «Bek Air». В результате погибли 12 человек, а десятки получили ранения и перенесли сложные операции. Вчера в Алматы скончался 13-ый пострадавший, второй пилот экипажа Миржан Мулдакулов. От имени Демократической партии Казахстана «Ак жол» и, думаю, всех наших коллег из других фракций, выражаю искренние соболезнования его семье и близким, как семьям и близким всех погибших и пострадавших в той катастрофе.

Правительственной комиссией основной версией катастрофы предварительно названо обледенение лайнера. Вместе с тем, к гибели людей могло привести сочетание целого ряда и других причин. Во всём этом комиссия продолжает разбираться.

Хотелось бы отметить, что до вынесения её официального заключения, ни один привлечённый эксперт, ни одна авиакомпания или госорган не комментировали ход расследования. Определённую информацию в дозированном виде, сообщил лишь курирующий вице-премьер. Как мы понимаем, такое ограничение делается из соображений этики, а также для обеспечения объективности и непредвзятости следствия.

В то же время, руководство самой компании «Бек Эйр», в первые же дни после трагедии, не дожидаясь официального заключения, стало публично выдвигать собственные версии событий. На фоне сдержанных комментариев авиационных властей, такие заявления стороны, прямо заинтересованной в результатах расследования, выглядели как минимум некорректно, и могут расцениваться как попытка повлиять на общественное мнение и ход расследования трагедии.      

И напротив, те действия, которые как раз и должна была незамедлительно совершить компания «Бек Эйр» в первые же дни, не сделаны до сих пор.

С чисто человеческой точки зрения, да и по всем нормам деловой этики бизнеса, руководству компании в первые же моменты следовало начать с оказания реальной помощи пострадавшим, с элементарного посещения искалеченных людей в клиниках и семей погибших. Тем более, что среди экстренно оперировавшихся в те самые дни людей, были и дети, и их родители.  

13 человек лишились жизни, многие изувечены, их семьи лишились кормильцев и надежд – Құдай сақтасын, но в этой ситуации любая ответственная компания была обязана изыскать возможность не только для законной компенсации, но и оказать дополнительную поддержку по собственной инициативе людям, на которых она же и зарабатывает.

Но ни законной компенсации, ни иных мер поддержки пострадавших не сделано. Люди не видели представителей «Бек Эйр» ни в больницах у пострадавших, ни на похоронах погибших, компания обошлась выражением сочувствия через прессу, как посторонняя сторона, а не как непосредственный участник трагедии.

Складывается такое впечатление, что крайними опять сделают погибших пилотов, сэкономивших на антиоблединительном обслуживании. Как будто это был их выбор – экономить на собственной жизни. Мёртвые не могут себя защитить. Но разве это честно?

Перевозчик же до сих пор не возвращает пассажирам стоимость билетов на отменённые после трагедии рейсы. Между тем, многие пассажиры были вынуждены заново приобретать билеты на другие рейсы, значительно подорожавшие в предновогодние дни.

К огромному сожалению, эта далеко не первая трагедия за последние годы обнажила наличие системных проблем в сфере безопасности авиаперевозок в Казахстане.

Состоявшиеся пост-фактум проверки и публикации активистов выявили многочисленные нарушения как в авиакомпании «Bek Air», так и в работе местных исполнительных органов, например, в сфере земельных отношений, причём не только в аэропорту Алматы, но также в Таразе и Атырау. Не сомневаемся, что по итогам работы комиссии будут названы и другие факты.

Настораживает тот момент, что, как выясняется, многие нарушения выявлялись задолго до указанной катастрофы; уполномоченные органы, включая органы прокуратуры, направляли документы об их устранении. Но на них никто должным образом не реагировал.

Не случайно уже высказываются опасения, что как всегда, активное обсуждение проблемы постепенно утихнет, да в принципе, и уже утихает, не дай Бог, до следующего происшествия. Мы считаем это недопустимым.

Не случайно буквально через час после авиакатастрофы в Алматы, президент К.Токаев заявил, что все виновные понесут строгое наказание в соответствии с законом. Между тем, несмотря на месяц работы правительственной комиссии, обществу не известно о задержаниях или других санкциях ни в отношении виновных работников «Бек Эйр», ни других ответственных лиц.

Никто не требует мести или наказания невиновных. Но должна быть справедливость, хотя бы по отношению к тем гражданам нашей страны, которые погибли в этой катастрофе.

В связи с вышеизложенным, фракция Демократической партии Казахстана «Ак жол» просит:

  1. Органам прокуратуры возбудить иск в интересах пассажиров разбившегося рейса о взыскании с компании «Бек Эйр» компенсации за моральный ущерб и пережитые страдания;
  2. Поручить уполномоченным органам обеспечить возврат компанией денег за билеты пассажиров отменённых рейсов;
  3. Известить общество о мерах, предпринимаемых в отношении лиц, подозреваемых в причастности к случившейся трагедии.

Кроме того, в связи с высокой актуальностью и системным значением проблемы, предлагаем руководству обеих Палат Парламента рассмотреть вопрос о проведении парламентских слушаний о состоянии безопасности полётов в Республике, по официальным итогам расследования данной катастрофы.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

А.Перуашев

К.Абсатиров

Е.Барлыбаев

Б.Дюсембинов

М.Казбекова

Е.Никитинская