Премьер –Министру
РК
Смаилову А.А
В утвержденном Комплексном плане развития
социально-предпринимательских корпораций (СПК) до 2025 года отмечено, что за 15
лет СПК не стали действенными региональными институтами развития, как
изначально закладывалось в видении при их создании. При этом указывалось на ряд
системных проблем в их деятельности, в числе которых убыточная деятельность
большинства СПК.
В деятельности СПК наблюдается их
недостаточная активность в развитии предпринимательской среды и создания новых
рабочих мест.
Фракция «Ак жол» в своих депутатских
запросах неоднократно подвергала критике деятельность СПК.
Еще в 2015 году мы указывали, что несмотря
на то, что основной целью СПК предполагалось содействие экономическому развитию
регионов, по факту СПК
превратились в хозяйственные ведомства при акиматах, распоряжающиеся средствами
стабилизационного фонда.
В
депутатских запросах в 2017 и 2020 годов мы требовали провести анализ
деятельности СПК на их эффективность и исполнение поставленных задач.
В феврале
2022 года фракция «Ак жол» повторно потребовала от Правительства рассмотреть
необходимость существования данного института.
В ответе Правительства от 16 февраля т.г. отмечено,
что распределение чистого дохода СПК предлагается передать на республиканский
уровень. Но фракция «Ак жол» считает, что это не решает всех проблем.
Так, на заседании коллегии Агентства
антикоррупционной службы было отмечено, что основная прибыль корпораций
строится на получении процентов с депозитов и продажи имущества, предоставлении
земельных участков в обход конкурсных процедур и активов аффилированным лицам
по заниженным стоимостям.
СПК выступают лишним посредником между
исполнительными органами и потенциальными инвесторами.
Кроме того, без видимого результата
использовано 39 млрд. тенге на стабилизацию цен на продукты. Кредиты также
предоставлялись аффилированным компаниям. По данному факту зарегистрировано 11
уголовных дел в отношении должностных лиц СПК.
Ущерб составил более 7 млрд. тенге.
Низкую эффективность деятельности стабилизационных
фондов отметил Глава государства, указав что их воздействие на рынок
минимальное. Президент Токаев заявил, что стабилизационные фонды порой становятся
кормушкой для недобросовестных лиц и предложил, что логичнее было бы кредитовать
не торговые сети, а напрямую производителей.
По результатам аудита АО «СПК Астана» за
2019 год выявлены серьезные нарушения. Одной из главных направлений
деятельности данного СПК была стабилизация цен на социально-значимые
продовольственные товары, перечень
которых состоит из 19 направлений. При этом, АО «СПК «Аstana» в 2019
году, реализовано 6 наименований товаров (как и в предыдущие годы). Кроме
того, объем закупаемых и реализуемых АО «СПК «Аstana» товаров в рамках Стабфонда несравнимо мал с
фактическими потребностями города.
К примеру,
при годовой потребности рынка столицы в 113 тыс. тонн картофеля, АО «СПК «Аstana» в рамках Стабфонда приобретено всего 600 тонн
или 0,5%, аналогично при годовой потребности в 8,5 тыс.тонн гречки приобретено
500 тонн или 6%.
Необходимо отметить, что финансовые доходы АО «СПК Астана» за 2021 год составили 1 млрд 154 млн. тенге. При этом, доходы по банковским
депозитам составляют 63% или 729 млн. тенге. Объем депозитов на 31 декабря 2021
года составил 9,8 млрд. тенге
Кроме того, наблюдается рост
административных расходов, где оплата труда от общего объема составляет порядка
40%.
Аналогичная ситуация наблюдается в АО «СПК
Атырау». Так, например, по данным информпортала
«ОRDA», деятельность «СПК Атырау» является убыточным на
протяжении последних 4-х лет.
Однако, несмотря на убыточную деятельность,
компания выдает премии своим сотрудникам, и основную часть доходов составляют
вознаграждения, получаемые от размещения свободных средств на депозитах банков.
Вышеуказанные нарушения несомненно
указывают на неэффективную деятельность СПК и практика показывает, что
практически все СПК, вместо содействия, сами становятся барьером малому бизнесу.
В Послании Главы Государства дано
поручение о сокращении государственного участия в экономике. К сожалению,
сегодня мы вынуждены констатировать, что в Казахстане построена не рыночная, а
государственно-монополистическая экономика.
Как известно, после январских событий по поручению
Президента Токаева проводится работа по деолигархизации и сокращению
олигополий. Считаем, что эту работу необходимо дополнить сокращением прямого
участия государства в экономике и ликвидация СПК должна может стать первым
шагом в данном вопросе.
Сегодня очень много внимания приковано к
приватизации Самрук-Казына, нацкомпаний, но все это требует больших средств и
это слишком далеко от малого и среднего бизнеса. Ликвидация СПК - это гораздо
более приземленная задача, но значение ее тем выше, чем она ближе к ситуации на
местах.
На основании вышеизложенного фракция «Ак
жол» считает необходимым:
В целях реализации Послания Главы
Государства о сокращении государственного участия в экономике, ликвидировать
все социально-предпринимательские корпорации и передать все виды их
деятельности в конкурентную среду.
Поскольку СПК осуществляют деятельность на
местах/в регионах, то логичнее было бы как раз с них и начинать. Это станет
важным шагом в сокращении государственного участия в экономике и возвращении
рыночных начал и честной конкуренции.
С
уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»