Министру национальной экономики РК
Даленову Р.Е.
Председателю Агентства по защите
и развитию конкуренции РКЖумангаринуС.М.
Ранее, в своих депутатских запросах, фракция «Ак жол» неоднократно поднимала вопрос необоснованного участия государства в предпринимательстве.
Настоящий запрос касается деятельности социальных предпринимательских корпораций (далее – СПК), которые давно отошли от своей основной концепции. Идея создания СПК была озвучена Елбасы в 2006 году в Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-наиболее конкурентоспособных стран мира».
СПК должны были стать региональными институтами развития, эффективно управляющими активами, стимулирующие экономическую активность, в том числе - через привлеченные инвестиции, выступить катализатором формирования устойчивых производств в регионах.
Именно такие задачи были обозначены в концепции развития СПК до 2020 года и утверждены поставлением Правительства в 2012 году. На основании этого документа было создано 17 СПК.
Одной из главных направлений деятельности СПК было стабилизация цен на социально-значимые продовольственные товары через стабилизационные фонды, задача которых заключалась в интервенции продуктов питания на рынки в периоды роста цен.
По данным министерства рост цен за 11 месяцев т.г на СЗПТ составил 9,6 % в реальности на 25-30 %.
Фактическая интервенция сводится к рапорту о наличии точек в регионе, где имеются отдельные продукты питания из перечня социально-значимых, по ценам ниже рыночных. Работа СПК в этом направлении сводится к «закапыванию бюджетных денег песок», так как закуп продуктов по низким ценам производится осенью, затраты на их хранение до периода роста цен и реализация продуктов производятся без ценовой надбавки и зачастую по отрицательной стоимости для компаний.
Необходимо пересмотреть подход государства по сдерживанию цен на социально-значимые продукты питания, через развитие сельскохозяйственного производства и торгово-логистических центров с целью стимулирования производителей и реализации продукции без посредников.
Фактически в настоящее время функцией СПК является решение текущих, региональных проблем исполнительной власти.
Деятельность СПК зачастую приводит к ограничению конкуренции путем необоснованного участия на рынках с развитой конкуренцией. Например, в ведении СПК «Астана» находится порядка 10 субъектов рынка, осуществляющих свою деятельность в благоустройстве, пейзажном планировании, строительстве зданий, сооружений, где и так имеется большое количество субъектов МСБ.
К примеру, с 2016 по 2019 годы СПК «Астана», путем заключения договора из одного источника с МИО, получила более 2 млрд тенге на оказание услуг по содержанию сооружений и проведению форумов, хотя на этом рынке активно работает бизнес. Ограничение конкуренции приводит к увеличению бюджетных расходов. МСБ же в процессе конкуренции свои услуги осуществляет по более низкой цене и с лучшим качеством по сравнению с квазигосударственным сектором.
Имеют место факты предоставление привилегии госорганами отдельным предприятиям в процессе выделения земельных участков - в качестве инструмента используются СПК.
Механизм заключается в предоставлении СПК земельных участков в обход конкурсных процедур, которые в последующем передаются в качестве уставного капитала совместно созданным предприятиям, а в дальнейшем - доли СПК выкупаются частными собственниками, что позволяет приобрести вне конкурса земельные участки.
Приведу пример: строительство фитнес-центра в Ботаническом саду г.Нур-Султан.
По информации СМИ следует, что строительством занимается ТОО «Profit Project», где долю в размере 9% имеет СПК «Астана». Участие СПК с 9% долей позволило ТОО «Profit Project» получить вне конкурса лакомый кусок земли, в центре города, что вызвало резонансное возмущение у жителей столицы.
СПК сегодня не имеет единого направления развития и специализации деятельности, не проводится анализ их работы центральными госорганами на систематический основе, отсутствует контроль со стороны исполнительных органов.
На основании вышеизложенного, ДПК «Ак жол» обращается к Министерству национальной экономики и Агентству по защите и развитию конкуренции со следующим:
1. Определиться с ролью и задачами СПК в регионах - в таком виде они являются барьером для развития бизнеса и неэффективным институтом, подлежащим ликвидации.
2. Если министерство считает их деятельность целесообразным, то необходимо разработать и утвердить новую концепцию деятельности и развития СПК на 2021-2025 гг.
3. Разработать концепцию государственного участия в предпринимательстве. Продлить мораторий по созданию новых государственных предприятий.
4. Провести анализ деятельности СПК на их эффективность и исполнения поставленных задач согласно концепции 2012 года, а неэффективные предприятия ликвидировать.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»