Пермьер-Министру РК
А.Смаилову
Глава государства
К. Токаев в своих посланиях неоднократно требовал от Правительства принять
реальные меры по поддержке среднего бизнеса.
Во всем мире малый
бизнес рассматривается в совокупности со средним в качестве единого сектора
экономики. Отсюда и единый термин – SME – small and medium enterprise).
Но в нашей стране
каждый раз, когда дело доходит до государственной поддержки, средний бизнес
остается «пасынком». Практически все меры поддержки ориентированы либо на
малый, либо на крупный бизнес: так, мораторий и льготы по налогам (например,
розничный налог) предусмотрены для малого бизнеса, а преференции по инвестициям
(например, освобождение реинвестиций от подоходного налога) – для крупного.
Для поддержки
среднего бизнеса, практически ничего нет. Поэтому даже успешные малые
предприятия не хотят переходить в средний бизнес.
Отсюда появилась и проблема дробления предприятий, о которой говорил президент.
Между тем, среднее
предпринимательство, составляя всего 0,2 процента от общего числа субъектов
МСБ, формирует до 20 процентов производства в данном секторе и порядка 6,6
процентов от всей экономики страны.
Т.е. экономическая
эффективность средних предприятий более чем очевидна.
Кроме того, если малый бизнес, в основной массе – это торговля и услуги, а крупный бизнес прежде всего – недропользование и экспорт сырья, то средние предприятия – в большинстве представляют обрабатывающую промышленность, где формируется высокая доля добавленной стоимости и технологический уровень национальной экономики.
В этой связи, Демпартия «Ак жол» предлагает сформировать программу поддержки среднего бизнеса и наполнить её конкретными и эффективными мерами.
Например, в прошлом
году правительство ввело налоги на дивиденды предприятий. Мы считаем это
решение ошибочной мерой, ухудшившей инвестиционный климат.
Поэтому в ходе
недавнего обсуждения поправок в действующий Налоговый Кодекс, по фракции «Ак
жол» удалось добиться освобождения от налогообложения дивидендов с ценных
бумаг, котирующихся на официальном фондовом рынке.
Это, безусловно
важный шаг, за который мы выражаем признательность коллегам по Мажилису,
поддержавшим нашу инициативу.
В то же время считаем необходимым продолжить данную работу и полностью освободить от налогов дивиденды средних предприятий, независимо от фондового рынка.
Во-вторых,
предлагаем освободить от КПН
реинвестиции средних предприятий, то есть ту часть прибыли, которую они
вкладывают в основные средства, в расширение производства, приобретение зданий,
сооружений, оборудования, обучение сотрудников и т.д. Тем самым у малых
предприятий появится стимул не дробиться, а расти в средний бизнес.
Такое предложение фракция «Ак жол» вносила в депутатском запросе 26 мая 2021 года. Тогда правительство ответило согласием, но так и не выполнило своё обещание.
В третьих, мы
предлагаем увеличить критерии
среднего бизнеса. У нас к ним относятся предприятия с годовым оборотом
до 3 млн МРП, т.е. около 20 млн долл, в России – в 1,5 раза больше - до 30 млн
долл, а в Украине и Евросоюзе – до 50 млн евро (55 млн.долл), т.е. даже в 2,5
раза крупнее, чем наши. Правилами ВТО допускается оказание государственной
поддержки малым и средним предприятиям, т.е. при работе на международных
рынках, европейские предприятия с оборотом в 54 млн евро ещё считаются средними
и имеют право получать поддержку, а казахстанские предприятия с оборотом в два
раза меньше – уже относятся к крупным и не имеют права.
Считаем такое положение ущемляющим возможности отечественных предприятий и предлагаем ввести критерии среднего бизнеса аналогично Украине и ЕС – до 6 млн МРП.
Предлагаем разработать комплекс этих и других мер по развитию среднего бизнеса.
С уважением,
депутаты фракции
ДПК «Ак жол»
Перуашев
Еспаева
Иса
Барлыбаев
Садыков
Бейсенбаев