Премьер-Министру
РК
О.Бектенову
В Демпартию «Ак
жол» обратился целый ряд отечественных промышленников и отраслевых ассоциаций,
обеспокоенных ситуацией вокруг Реестра отечественных товаропроизводителей.
Как известно, по
предложению Правительства, в Законе «О промышленной политике» приняты нормы,
предусматривающие создание указанного Реестра взамен сертификатов СТ-КЗ и
Индустриальных сертификатов.
Вместо нередко
искусственно завышаемой через непроизводительные затраты разницы стоимости,
новый механизм основан на подтверждении освоения технологических операций, что
доказало эффективность в рамках Соглашений о промышленной сборке в
автомобилестроении и сельхозмашиностроении. Депутаты поддержали этот подход,
как метод повышения компетенции и технической модернизации предприятий.
Однако ход реализации
реформы вызывает серьёзные опасения.
Согласно
заявлявшимся планам, Министерство промышленности до 1 июля 2025 года было
обязано разработать критерии формирования Реестра и цифровой верификации
заявителей; утвердить перечень технологических операций по отраслям; провести
тестирование информационной системы и т.д.
На следующем этапе
предусматривалось получить обратную связь бизнеса по результатам тестирования
системы, внести необходимые корректировки и произвести технический запуск
Реестра. С 1 января 2026 года система должна заработать в полном объёме, а
действующие Индустриальные сертификаты и СТ-КЗ, выданные НПП «Атамекен» -
утратить силу.
Вместо этого, из
заявленных 100 критериев Реестра на сегодня не разработано более 70, т.е.
готовность не более 30%. При этом часть из критериев вообще не касаются
производственных характеристик, а опираются на налоговые или экспортные
показатели, что оставляет за бортом Реестра большинство отечественных
производителей.
Так, требование
нахождения на налоговом мониторинге ориентирует систему исключительно на
крупные компании; также далеко не все предприятия экспортируют свою продукцию,
но от этого не перестают являться отечественными производителями.
Технологичные
компании высказывают особую озабоченность по поводу требования установки камер
на производственных линиях. Подобные меры угрожают принципам защиты
коммерческой тайны и авторского права на технологические решения, что создаёт
риски репутации страны, как зоны промышленного шпионажа.
Кроме того, эти
меры противоречат нормам законодательства в сфере технического регулирования,
согласно которым государство вправе контролировать продукцию только на этапе её
выхода в оборот, но не вмешиваться в процесс производства. Видеомониторинг тем
более неуместен для производств с агрессивными технологическими процессами и
производителей продукции оборонного назначения.
Отечественными
промышленниками оспаривается методология отбора технологических операций,
называются и другие вопросы, до сих пор не нашедшие должного решения.
Между тем, до
вступления закона в силу остаётся всего один квартал.
С 1 января 2026
года все выданные Индустриальные и СТ-КЗ сертификаты прекращают действие, и
тысячи отечественных производителей могут лишиться доступа к госзаказу и рынку
национальных компаний. Это создаёт прямую угрозу срыва производственных
программ, сокращения рабочих мест и бюджетных поступлений.
На основании
изложенного, депутатская фракция «Ак жол» считает необходимым:
1) Продлить
переходный период по вступлению в силу норм Закона «О промышленной политике» в
части создания Реестра ОТП как минимум до 1 июля 2026 г.
2) Обязать
Министерство промышленности и строительства, в ходе работы над реализацией
Реестра максимально учесть интересы и предложения отечественной промышленности.
3) Продлить
использование выданных ранее Индустриальных сертификатов до окончания их срока
действия.
4) Также до
окончания продлённого переходного срока продлить действие выданных ранее
сертификатов СТ-КЗ
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»
А.Перуашев
Д.Еспаева
К.Иса
Е.Барлыбаев
С.Ерубаев
О.Нуралдинов