26
Января

26.01.2022

«Ак жол» требует отозвать проект Приказа минздрава о мониторинговых группах, как прямо противоречащий Кодексу о здоровье

Заместителю Премьер-Министра РК

Тугжанову Е.Л.

21 января т.г. Президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с бизнесом отметил непрактичность карантинных мер и поручил их пересмотреть.  «Зачем нам душить малый и средний бизнес?», - обратился он к Правительству.

Фракция «Ак жол» с начала пандемии направила два десятка обращений об абсурдности ряда ограничений и беспределе мониторинговых групп.

В виду того, что на все запросы госорганы отвечали отписками о «неприкасаемом» статусе мониторинговых групп, фракция инициировала поправки в Кодекс «О здоровье народа», где урегулировала их полномочия.

Мы зафиксировали, что проведение мониторинга не является проверкой и не относится к госконтролю. Мониторинговые группы, в отсутствие представителя СЭС, не имеют права возбуждать дела, а их действия сводятся лишь к сбору информации. При этом мониторинговая группа не имеет права вмешиваться в работу бизнеса и не может препятствовать предпринимательской деятельности.

Однако мы видим, что государственные органы искажают указанную норму и трактуют её исключительно в собственную пользу.

Так, недавно опубликован проект приказа Минздрава РК «Об утверждении порядка создания мониторинговых групп и проведения мониторинга».

Данный Проект полностью противоречит тем подходам, которые были внесены нами в статью 104 новым пунктом 6-1 Кодекса о здоровье, и игнорирует заложенные в этой норме права предпринимателей.

1) Кодексом предусмотрено, что информация о созданных мониторинговых группах должна включать в себя состав, полномочия, а также алгоритм их действий.

В тоже время, пунктом 5 Проекта указывается, что в состав групп входят представители акиматов, полиции, общественности и волонтеры, также другие заинтересованные лица.

Возникает вопрос, а где полномочия и порядок действий членов группы, например волонтёров или так называемых «других заинтересованных лиц»? Если же их полномочия не определены – то их включение в состав группы противоречит Кодексу.

2) Далее, Кодекс предусматривает, что мониторинговые группы осуществляют сбор информации, для последующего ее направления в СЭС.

Однако Проект Приказа определил, что информация подается субъектом здравоохранения о возникновении или угрозе возникновения и распространения эпидемии.

В таком случае нет необходимости формирования мониторинговых групп, так как их единственной задачей является сбор информации.

3) Пункт 10 Проекта Приказа прямо предусматривает сокрытие от общества информации об ухудшении эпидситуации на конкретной территории или участке. Судя по контексту, это делается с целью «внезапности» мониторинга для предпринимателя.

Между тем, наша норма Кодекса напротив, требует максимально прозрачную и открытую для общества работу таких групп.

Мы слишком хорошо знаем, чем обычно заканчиваются облавы на бизнес или «гаишники» в кустах – банальными вымогательствами.

4) Пункт 19 Проекта указывает, что в ходе проведения мониторинга, члены группы  принимают меры по сбору данных - реквизиты, объяснительные, фиксация - для последующего направления материалов в органы СЭС.

В тоже время, Кодексом регламентировано, что под сбором информации подразумевается лишь фото- и видео фиксация нарушения. Принуждение предпринимателей к написанию объяснительных допустимо лишь при проведении полномочной проверки.

Однако в указанной норме Кодекса чётко зафиксировано, что мониторинг не является проверкой или иной формой госконтроля. А, следовательно, никто не имеет права принуждать предпринимателя писать какие-то объяснительные.

5) Пунктом 25 Проекта предусматривается, что в случае выявления лиц без наличия документов, мониторинговая группа формирует материалы с отражением данных лиц, с направлением их в органы СЭС.

Но с какой стати волонтёры или «иные заинтересованные лица» вдруг будут требовать у свободных граждан их документы? Это прямое нарушение не только новой нормы Кодекса, но и Конституции, гарантирующей неприкосновенность граждан, их чести и достоинства.

И таких примеров в указанном Проекте Приказа достаточно.

Фракция «Ак жол» считает их прямо противоречащими регулированию групп в Кодексе, в связи с чем требует отозвать Проект приказа МЗ РК «Об утверждении порядка создания мониторинговых групп и проведения мониторинга» и снять проект с обсуждения.

С уважением, Депутаты фракции «Ак жол»

Ответ: