Первому заместителю
Премьер- Министра РК
А.Смаилову
В демократическую партию «Ак жол» продолжают обращаться десятки компаний, пострадавших от проблем с прохождением грузов на казахско-китайской границе. Эти вопросы наша фракция в частности, поднимала в депутатском запросе от 24 сентября 2021 года.
В полученном ответе отмечено, что ситуация взята на контроль Правительством, проведены переговоры с китайской стороной. В результате принятых мер, с 21 октября грузообмен возобновился, увеличилось количество отправляемых в Казахстан вагонов.
При этом, проблема с автоперевозками не разрешена, на таможенном пункте «Нур Жолы» из Казахстан в Китай ожидают очереди 10366 автотранспортных средств. Для казахстанских перевозчиков эта проблема крайне болезненна, о 50-километровых очередях фур на китайской границе наша фракция обращалась в Правительство с лета прошлого года. А воз, точнее, фуры – и ныне там.
Даже увеличение ж/д перевозок не решает проблему срыва поставок: как следует из обращения предпринимателей, объем грузов для Казахстана, накопившихся на территории Китая, составляет более 8-ми тысяч контейнеров, транспортировка которых даже с учетом достигнутых соглашений, растянется еще на год. И это без учёта новых объемов груза.
В этой связи, казахстанские перевозчики предлагают, как одну из мер, снизить квоту на транзит грузов в другие страны, хотя бы в пропорции 1 к 4 (1 контейнер на Казахстан против 4-х транзитных контейнеров). Возможно, такая мера будет противоречить «Соглашению об организации контейнерных поездов в сообщении «Китай-Европа» от 2017 года, но в сложившейся ситуации Казахстан вынужден отстаивать свои национальные интересы.
Другой проблемой является рост тарифов на услуги по транспортировке, что отражается на стоимости товаров и влияет на инфляцию. Так, услуги перегруза на китайской стороне выросли до 150 000 юаней за 1 автотранспортное средство, что превышает даже саму стоимость перевозки.
Для сравнения исторически стоимость перевозки фуры на Хоргосе складывалось от 1200 до 5000 долл США, а в данный момент выросла 28.000 дол. США. Так На железнодорожном транспорте из-за дефицита контейнеров стоимость покупки контейнеров выросли с 1950 долларов до 7500 долларов США. Стоимость отправки груженного 40 тонного контейнера из КНР изменилось с 3100 долларов в августе 2020 года до 13000 долларов США в сентябре 2021 года.
Кроме того, из-за затяжного коллапса автоперевозок (с прошлого года) и ж/д перевозок в текущем году, многие предприятия несут прямые убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку связанной продукции. Это влечёт не только потерянную прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнёров, а также банков из-за просрочки по кредитам.
По информации обратившихся компаний, их убытки доходят от нескольких десятков миллионов - до 1 млрд. тенге. Для исполнителей госзаказа и квазигоссектора ситуация также чревата попаданием в список недобросовестных поставщиков и лишением права на участие в госзакупках в будущем, без какой-либо вины с их стороны.
Сегодня Внешнеторговая палата НПП уже выдаёт пострадавшим участникам ВЭД свидетельства о форс-мажорных обстоятельствах по данной ситуации. Получение такого свидетельства связано с необходимостью сбора доказательств и документов самими предпринимателями, а также уплатой сборов.
Однако согласно ст.374 Гражданского кодекса, данное признание не освобождает предприятия от финансовых и банковских обязательств, а между тем они составляют основную проблему. В этой связи считаем необходимым не просто выдавать Свидетельства о форс-мажоре, а принять конкретные дополнительные меры поддержки бизнеса.
На основании вышеизложенного депутатская фракция «Ак жол» считает необходимым:
1) Помимо признания ситуации форс-мажором, предоставить отсрочки по погашению кредитов для предприятий, с пролонгацией кредитных договоров для сохранения равномерной долговой нагрузки в период восстановления платежеспособности.
2) Учитывая проблемы, создавшиеся по перевозкам на железнодорожном транспорте, решить вопрос с Правительством КНР об увеличении пропускной способности автомобильных переходов. 3) Освободить бизнес от необходимости сбора доказательств для получения Свидетельства о форс-мажоре Палаты НПП «Атамекен» по данной общеизвестной ситуации. 4) Снизить стоимость Свидетельства о форс-мажоре НПП «Атамекен» до 15 МРП независимо от суммы просроченных обязательств.
С уважением, депутаты фракции «Ак жол»
Ответ: