Министру транспорта
Республики Казахстан
Карабаеву М.К.
В адрес Демпартии «Ак жол» поступают
неоднократные обращения Союза международных автомобильных перевозчиков
Республики Казахстан (КазАТО), объединяющего около 380 отечественных компаний,
осуществляющих международные перевозки, об острой нехватке иностранных бланков
разрешений на проезд по территории иностранных государств.
Предприниматели обеспокоены существующими
в настоящее время критически важными для отрасли барьерами в части обеспечения
казахстанских перевозчиков в иностранных бланках разрешений (ИБР), дающих право
казахстанским перевозчикам на проезд по территории иностранных государств.
С 1 января 2021 года в Казахстане введена
новая программа, согласно которой получение ИБР в Республике Казахстан,
дальнейшее распределение, выдачу и контроль за возвратом иностранного документа
строгой отчетности, а также его списание осуществляется Комитетом транспорта
вновь созданного Министерства транспорта, как уполномоченным органом в том
числе в вопросах разрешительной системы автомобильных перевозок в международном
сообщении.
Как
показывает международный опыт в этой области, ассоциации международных
автомобильных перевозчиков Российской Федерации («АСМАП») и Республики Беларусь
(«БАМАП») распределяют и выдают ИБР комиссионно, т.е. все перевозчики
обеспечиваются международными документами, что способствует развитию
автотранспортных перевозок.
По информации предпринимателей внедрение
новой программы в Республике Казахстан не улучшило ситуацию, создавая
искусственный дефицит иностранных разрешений, что способствовало развитию и
росту интернет продаж ИБР от 500 до 2000 долларов США.
В результате созданных барьеров, на конец
2022 года 30% иностранных разрешений остались нераспределенными среди
отечественных перевозчиков, что привело к недоимке в бюджет государства более 3
млрд. тенге.
По
сведениям отечественных перевозчиков, в сети интернет до сих пор осуществляется
продажа иностранных бланков разрешений, стоимость которых в зависимости от вида
колеблется от 400 до 2500 долларов США.
Причиной
отсутствия иностранных разрешений в территориальных органах транспортного
контроля Комитета транспорта стало получение указанных бланков
недобросовестными перевозчиками, которые, не имея на балансе ни одного
собственного транспортного средства, пополняют подвижные составы арендованным
автотранспортом в количестве от 50-ти до 1000 единиц и получают иностранные
бланки в большом количестве и в дальнейшем занимаются их реализацией для
получения собственной выгоды. Весь автотранспорт таких компаний не
соответствует требованиям международных перевозок и не осуществляет международные
перевозки грузов.
Большинство
из перевозчиков с арендованным подвижным составом зарегистрированы как субъекты
микро и малого предпринимательства, численность сотрудников до 5, а иногда до
10 человек. При этом количество полученных ими бланков разрешений в десятки раз
превышает численность имеющихся в штате водителей, что свидетельствует о
необоснованности выдачи.
Кроме того, наделение одного
государственного органа всеми вышеуказанными функциями разрешительной системы в
области автомобильных международных перевозок способствует возникновению
коррупционных рисков.
В этой связи, в целях устранения условий,
препятствующих развитию и совершенствованию международных автомобильных
грузовых перевозок Демпартия «Ак жол» предлагает:
1.
С учетом положительного международного
опыта пересмотреть порядок выдачи отечественным международным перевозчикам
иностранных бланков разрешений.
2.
Разграничить функции Комитета транспорта
Министерства транспорта в части получения ИБР в Республике Казахстан, дальнейшего
распределения, выдачи, контроля за возвратом иностранного документа строгой
отчетности, а также его списания.
3.
Исключить интернет-продажи иностранных
бланков разрешений, так как в других странах такое явление как иностранных
бланков разрешений отсутствует.
4.
Установить чиновников, создавших и
допустивших условия для ущемления прав предпринимателей в этой области, проверить
их деятельность на предмет наличия в их действиях и бездействиях коррупционной
составляющей и в случае необходимости привлечь к ответственности.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»