26
Января

26.01.2022

«Ак жол» требует разобраться с монополистами подъездных железнодорожных путей

Премьер-министру РК

Генеральному прокурору РК

Председателю Агентства по защите и развитию конкуренции РК

На встрече с бизнесом 21 января т.г. Президент К.Токаев жёстко раскритиковал искусственные монополии, представляющие угрозу базовым принципам рыночной экономики. Их безмерные аппетиты и корпоративная коррупция тяжким бременем ложатся на предпринимателей, способствуют росту цен и инфляции в стране. «Операторы, особенно частные, должны уйти в прошлое» - сказал Глава государства и поручил отменить прежние решения.

Он также конкретизировал, что – цитирую – «Сохраняется проблема доступа к ключевым факторам производства… Отдельно стоит вопрос так называемого последнего километра. Речь идёт о железнодорожных путях. Много раз брались за решение данного вопроса, но всякий раз частные интересы брали верх… Правительство и Агентство по конкуренции должны поставить окончательную точку в данном вопросе» - цитата окончена.

В этой связи вынуждены напомнить, что с апреля 2017 г. фракция Демпартии «Ак жол» неоднократно поднимала проблему монополизации подъездных ж/д путей частными операторами.

Например, АО «ЦТС», приватизировав подъездные пути, фактически подняло стоимость подачи вагонов отечественным заводам от 4-х и в некоторых случаях до 118 раз!

В партию «Ак жол» поступают обращения предприятий о подобном беспределе из Павлодарской, Костанайской, Туркестанской, Алматинской, Акмолинской и других областей.

Они недоумевают, каким образом монополисты оказались владельцами подъездных путей в обход самих предприятий, которые расположены на этих ветках и сами готовы были выкупить свои участки. Однако теперь, в случае несогласия с завышенными тарифами, новоявленная монополия просто перекрывает ж/д ветки и блокирует предприятия, лишая производство и подвоза материалов, и вывоза продукции.

Более того, за период перекрытия путей, то же АО «ЦТС» выставило ряду заводов штрафы за «упущенную прибыль» в размере 80 млн тг (!) каждому. Такие уведомления у нас на руках, мы их приложим к запросу.

Но и это ещё не всё. Если в 2015 г. АО «ЦТС» приобрело у КТЖ около 150 подъездных путей за 1,7 млрд тг, то в последующие годы приобрело ещё больше объектов, доведя их число до более 300. Причём, по некоторым данным уже без оплаты, через судебные тяжбы, в т.ч. отбирая их у самих предприятий.

И повсеместно многократно поднимает тарифы.

Предприниматели приводят примеры, когда доставить груз за тысячи километров, из Актау до Кокшетау обходится дешевле, чем затем его же с магистрали по подъездному пути подать до предприятия.

Доходит до того, что заводам дешевле самим построить новые подъездные пути, в обход захваченных АО «ЦТС». Такие примеры уже появляются, например, в Шымкенте.

Я привел пример только одного монополиста, на самом деле их несколько – ППЖТ-1, ППЖТ-2, фирма «Енисей», и др., но природа их действий одна – ничего не создавая самим, облагать данью реальных производителей.

Так, по расчётам бизнеса, каждое предприятие вынуждено платить монополистам до 100 млн тг в год, при том что на каждом подъездном пути находится несколько предприятий, как на участке «Промышленный» в Алматы, где расположены 38 заводов, отправляющих и принимающих тысячи вагонов. Только с этого участка монополисты собирают около 3 млрд. тг. в год, а в целом по стране речь идёт о  сотнях миллиардов тенге, собираемых с производителей как дань олигархам. И все эти расходы ложатся в себестоимость и цену товаров, прямо влияют на инфляцию.

Когда мы подняли этот вопрос в апреле 2017 г., спикер Мажилиса в лице Нурлана Зайруллаевича, - сравнил ситуацию с тем, как если бы жильцам перед подъездом в собственные квартиры поставили шлагбаум и требовали деньги за каждый проход. Это именно так.

Более того, ровно год назад, 26 января 2021 г. Президент К.Токаев на заседании Правительства отметил множество жалоб предпринимателей на владельцев подъездных путей, и поручил Агентству по конкуренции и Генпрокуратуре разобраться с проблемой.

Однако вместо этого, монополисты, как видим, только расширили свои масштабы и аппетиты.

В этой связи просим Правительство, Генеральную прокуратуру и Агентство по развитию конкуренции выполнить поручение Президента, а именно - поставить окончательную точку в данном вопросе. Частное управление должно служить интересам рынка, а не рынок – частному монополисту.

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»


«Ак жол» получил поддержку от ряда предприятий касательно депутатского запроса о возврате подъездных путей в собственность государства. Пользователи подъездных путей выражая поддержку отметили, что данное решение несомненно снизит нагрузку на обрабатывающий сектор экономики.


Ответ: