Заместителю
премьер-
министра – министру финансов РК
Председателю
Агентства РК
по защите и развитию конкуренции
Анализ рынка бухгалтерских услуг, проведённый
частными компаниями показал, что каждый второй субъект МСБ испытывает трудности
в части расчётов и оплаты налогов, сдачи налоговой отчетности и созданию первичных
учетных документов. Для малого бизнеса затратно иметь своего бухгалтера, а
отчётности - тонна. Партия «Ак жол» не раз поднимала эту проблему как один из
факторов, препятствующих массовому предпринимательству.
На рынке есть сервисы онлайн бухгалтерии: Payda,
Buhta, MyBuh, и др. Они помогают МСБ вести учёт и предоставляют услуги по
демократическим ценам. У многих есть мобильные приложения, которые помогают
управлять бизнесом в «белую», не отходя от прилавка. Существенно снижается
нагрузка на госорганы, потому что нет неправильно заполненных форм и опозданий
по срокам сдачи отчётов.
Параллельно минфин разрабатывает своё
мобильное приложение e-Salyq Business. Оно ещё не работает и находится в
тестовом режиме, в отличии от сервисов на частном рынке, но уже имеет
антиконкурентное преимущество. Так,
согласно закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» ИП вправе не
осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и
хранения первичных документов) и составление финансовой
отчетности, если они применяют специальные налоговые режимы.
К ним относится и использование
специального мобильного приложения. Статьёй 686-1 Налогового Кодекса
подразумевается мобильное приложение, разработанное уполномоченным органом, то
есть e-Salyq Business. «Ак жол» поддерживает такие преференции для бизнеса при
использовании мобильных приложений. Но закрепление на законодательном уровне
монопольного положения государственного мобильного приложения не соответствует
принципу «Жаңа Қазақстан - Справедливый Казахстан». Нужно дать возможность и частным
компаниям оказывать такие услуги с аналогичными преференциями.
Государственный е-Salyq Business напрямую
подключен к мобильным сервисам, которые частникам и не снились. Они отсутствуют
в списке открытых сервисов, а минфин использует прямой доступ к сервисам и
государственным базам данных как преимущество.
Есть и нарекания к подключению к открытым
сервисам на портале Smart Bridge. У компании Payda подключение к двум сервисам заняло
полгода даже после официальной переписки с курирующим вице-министром финансов. Замечания
и вопросы предпринимателей в отзывах остаются без ответа на протяжении
нескольких месяцев. И это является очередным «конкурентным преимуществом»
приложения e-Salyq Business. Необходимо автоматизировать этот процесс с соблюдением
жёстких сроков и наказанием чиновников, ответственных за подключение.
В связи с вышеперечисленным, фракция «Ак
жол» требует:
1. Внести изменения в Налоговый Кодекс. По
аналогии с e-Salyq Business, мобильным приложениям, разработанным и
администрируемым частными разработчиками, необходимо дать возможность получить
статус специального мобильного приложения.
2. Проанализировать факт разработки и
финансирования e-Salyq Business на предмет соблюдения антимонопольного
законодательства и соответствию принципу «yellow pages rules».
3. Создать равные условия для ведения
бизнеса в сфере онлайн бухгалтерии, расширить список открытых сервисов, а к уже
доступным организовать надлежащую работу со стороны уполномоченных органов.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол"
Ответ: