29
Июнь

29.06.2022

«Ак жол» требует создать равные условия для частных и государственных мобильных приложений в сфере онлайн бухгалтерии

Заместителю премьер-

министра – министру финансов РК 

Председателю Агентства РК

по защите и развитию конкуренции

Анализ рынка бухгалтерских услуг, проведённый частными компаниями показал, что каждый второй субъект МСБ испытывает трудности в части расчётов и оплаты налогов, сдачи налоговой отчетности и созданию первичных учетных документов. Для малого бизнеса затратно иметь своего бухгалтера, а отчётности - тонна. Партия «Ак жол» не раз поднимала эту проблему как один из факторов, препятствующих массовому предпринимательству.

На рынке есть сервисы онлайн бухгалтерии: Payda, Buhta, MyBuh, и др. Они помогают МСБ вести учёт и предоставляют услуги по демократическим ценам. У многих есть мобильные приложения, которые помогают управлять бизнесом в «белую», не отходя от прилавка. Существенно снижается нагрузка на госорганы, потому что нет неправильно заполненных форм и опозданий по срокам сдачи отчётов.

Параллельно минфин разрабатывает своё мобильное приложение e-Salyq Business. Оно ещё не работает и находится в тестовом режиме, в отличии от сервисов на частном рынке, но уже имеет антиконкурентное преимущество.  Так, согласно закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» ИП вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности, если они применяют специальные налоговые режимы.

К ним относится и использование специального мобильного приложения. Статьёй 686-1 Налогового Кодекса подразумевается мобильное приложение, разработанное уполномоченным органом, то есть e-Salyq Business. «Ак жол» поддерживает такие преференции для бизнеса при использовании мобильных приложений. Но закрепление на законодательном уровне монопольного положения государственного мобильного приложения не соответствует принципу «Жаңа Қазақстан - Справедливый Казахстан». Нужно дать возможность и частным компаниям оказывать такие услуги с аналогичными преференциями.

Государственный е-Salyq Business напрямую подключен к мобильным сервисам, которые частникам и не снились. Они отсутствуют в списке открытых сервисов, а минфин использует прямой доступ к сервисам и государственным базам данных как преимущество.

Есть и нарекания к подключению к открытым сервисам на портале Smart Bridge. У компании Payda подключение к двум сервисам заняло полгода даже после официальной переписки с курирующим вице-министром финансов. Замечания и вопросы предпринимателей в отзывах остаются без ответа на протяжении нескольких месяцев. И это является очередным «конкурентным преимуществом» приложения e-Salyq Business. Необходимо автоматизировать этот процесс с соблюдением жёстких сроков и наказанием чиновников, ответственных за подключение.

В связи с вышеперечисленным, фракция «Ак жол» требует:

1. Внести изменения в Налоговый Кодекс. По аналогии с e-Salyq Business, мобильным приложениям, разработанным и администрируемым частными разработчиками, необходимо дать возможность получить статус специального мобильного приложения.

2. Проанализировать факт разработки и финансирования e-Salyq Business на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и соответствию принципу «yellow pages rules».

3. Создать равные условия для ведения бизнеса в сфере онлайн бухгалтерии, расширить список открытых сервисов, а к уже доступным организовать надлежащую работу со стороны уполномоченных органов.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол"

 Ответ: