30
Март

30.03.2022

«Ак жол» требует защитить законных собственников ж/д путей, подвергшихся рейдерству

Премьер-Министру РК

Генеральному прокурору РК

Председателю Агентства РК по защите конкуренции

24 марта т.г., при Правительстве была создана Комиссия по демонополизации экономики страны.

Как сообщается на официальном сайте Премьер-Министра, основными направлениями работы Комиссии указаны вопросы передачи в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиа активов и в других отраслях.

Демократическая партия «Ак жол» приветствует это решение и считает его давно назревшим, и даже - перезревшим.

Депутатские запросы о фактах незаконной монополизации экономики ранее неоднократно направлялись нашей фракцией, но до сих пор такие обращения годами натыкались на безразличие и фактическое попустительство олигополиям со стороны и антимонопольных, и правоохранительных, и судебных органов.

Так, с 2017 года нами неоднократно направлялись депутатские запросы о беспределе в сфере железнодорожных подъездных путей. Но в ответ приходили отписки.

Что говорить, если госорганы саботировали даже прямое поручение Президента по этому же вопросу, данное им 26 января 2021 г.

И лишь после повторного поднятия Президентом данной проблемы в Мажилисе Парламента 11 января текущего года (после Кровавого января), начались какие-то движения.

Так, по очередному запросу фракции «Ак жол» от 26 января т.г., поступил ответ Генерального прокурора о том, что возбуждены разбирательства и уголовные дела в отношении ответственных чиновников.

Кроме того, Антимонопольное ведомство сообщило, что тарифы монополистов снижены на 90-95%.

Это конечно радует, но такой подход не решает проблему. Ведь ничто не мешает монополистам, как только шум вокруг них уляжется, вновь поднять тарифы на те же 95% или даже больше. Весь предыдущий опыт показывает, что чиновники умеют быть глухими и годами не замечать таких манипуляций.

Поэтому в запросе от 26 января т.г. мы требовали не просто снизить тарифы, а изучить законность приобретения подъездных путей нынешними монополистами и передать их самим эксплуатантам, т.е. тем предприятиям, которые на этих путях и работают.

Мы приводили конкретные примеры сомнительности правообладания этих путей конкретными монополистами. В ответе Антимонопольного агентства эта информация нашла подтверждение – так, сообщается, что указанное в нашем запросе АО «ЦТС» действительно приобрело в 2015 г. 318 путей за 1,7 млрд тг., а в настоящее время каким-то образом и безо всяких торгов оказалось собственником уже 705 путей.

При этом утверждается, что якобы «фактов нарушений не установлено».

Фракция «Ак жол» не может согласиться с таким ответом. В запросах мы доказывали, что значительная часть этих путей была захвачена рейдерским путём, через несправедливые судебные решения, противодействие КТЖ, а иногда и просто путём перерегистрации чужой собственности без ведома законных владельцев.

В почте «Ак жола» имеются множество подобных обращений, когда АО «ЦТС» и другие монополисты забирали у предприятий их собственные тупики и заставляли платить многомиллионные суммы за проход вагонов по их же территории. Только за последний месяц поступили такие обращения от ТОО «Астык коймалары», ТОО «Союз-сервис», ТОО «Экон Энерджи», ТОО «Павлодарская нива» и др., из самых разных регионов. Таких обращений более чем достаточно. Мы направляли эти обращения в госорганы, но чиновники даже сегодня их не видят в упор.

В этой связи вызывают вопросы заявленная цель вышеуказанной Комиссии по демонополизации - вернуть необоснованно приватизированные объекты в государственную собственность.

Такой подход не учитывает многолетнюю практику рейдерства, когда олигополии незаконно, используя коррупционные механизмы, захватывали ж/д пути не только у государства, но и у частных предприятий.

Без решения этой проблемы, без восстановления справедливости, решения Комиссии будут неполноценными, предприниматели и производители так и останутся платить монополистам за собственные пути и закладывать эти расходы в себестоимость товаров, раскручивая инфляцию.

В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» требует, в рамках работы Комиссия по демонополизации экономики, не только отменить незаконную приватизацию объектов у государства, но и поднять вопрос об отмене судебных и иных решений, связанных с рейдерскими захватами ж/д путей у их прежних законных собственников.

Для этого предлагаем указанной комиссии принимать заявления от предприятий по фактам рейдерства ж/д путей со стороны монополистов, а Генеральной прокуратуре – рассмотреть вопрос о внесении протестов в Верховный суд, КТЖ, Минюст для отмены незаконных решений по таким основаниям, без учёта срока давности, ввиду системных перекосов в работе госорганов в прежние годы.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

Ответ: