Генеральному прокурору РК
Нурдаулетову Г.Д.
Министру финансов РК
Жамаубаеву Е.К.
В ДПК «Ак жол» поступают тревожные сигналы от предпринимателей о распространении новой порочной практики массового вовлечения субъектов бизнеса в орбиту уголовного преследования вопреки нормам закона и несмотря на объявленный Главой государства мораторий.
В соответствии с Налоговым кодексом (ст.18, 19, 138), налоговая проверка осуществляется исключительно налоговыми органами.
Однако Департамент экономических расследований (далее – ДЭР) Минфина в обход этого требования привлекает так называемого «специалиста» (нередко в лице сотрудника самого ДЭР либо Департамента Агентства по противодействию коррупции) для выявления действительного или мнимого ущерба на объектах государственных закупок.
После регистрации в ЕРДР справок таких «специалистов», назначается досудебное расследование в отношении предпринимателя и его контрагентов, выносится постановление о проведении тематических проверок по НДС и КПН, к делу приступают сотрудники налоговых органов, и доначисляют разорительные для МСБ суммы по налогам.
Т.е. основанием для возбуждения дел становится не налоговая проверка, а наоборот, некая справка или заключение постороннего лица, на основании которой назначается налоговая проверка.
Это прямое нарушение принципов законности, т.к. согласно ст.ст.79, 80 Уголовно-процессуального кодекса РК, привлечение «экспертов» или специалистов возможно в ходе производства по уголовному делу, но никак не для его возбуждения.
Между тем, в налоговом законодательстве отсутствуют такие формы определения налоговых обязательств в бюджет, как «справки», «заключения», составленные специалистами, не относящимися к налоговым органам.
Тем не менее, рапорт оперуполномоченного на основании таких справок регистрируется в ЕРДР, чем нарушается требование пп.1) ч.1 ст.179 УПК РК, не допускающее регистрации рапорта об уголовном правонарушении, в котором отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и т.п., когда их наличие является обязательным.
У нас же, повторюсь, проверки уполномоченного органа проводятся наоборот, после возбуждения дел, что прямо нарушает и Налоговый кодекс, и УПК.
И такой подход стал массовым, от которого страдают всё больше предпринимателей в г.Шымкенте, Туркестанской, Актюбинской, Карагандинской и других областях.
На фоне 9-месячного простоя бизнеса под влиянием пандемии, такие действия Департамента экономических расследований (ДЭР) в буквальном смысле убивают бизнес.
При этом, по возбужденным этим Департаментом делам, налоговые органы требуют от предпринимателя документы, не предусмотренные ст.264, 403 Налогового кодекса (товаротранспортные накладные, путевые листы, табели учета рабочего времени, сменные рапорты и прочее), доначисляя сотни миллионов тенге, превращая предпринимателей в подозреваемых, разрушая их многолетний труд и деловую репутацию.
Попытки обжалования таких действий ДЭР в апелляционной инстанции Минфина либо суд безрезультатны.
Всё это перечеркивает усилия государства по восстановлению экономики и поддержке МСБ.
В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит:
1. Генпрокуратуру провести проверку правомерности возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей, основанных на заключениях посторонних специалистов (в т.ч. ДЭР, ДАПК) и прекратить такие дела.
2. Министерство финансов:
- предоставить информацию на каком основании осуществляется привлечение сторонних «специалистов» для проверок бизнеса;
- запретить вовлекать предпринимателей в орбиту уголовного преследования на основании заключений посторонних «специалистов» по определению налоговых обязательств;
- прекратить практику назначения тематических проверок по НДС и КПН в отношении предпринимателей-контрагентов, не являющихся участниками уголовного процесса.
- прекратить практику доначислений со стороны налоговых органов при отсутствии судебных актов о признании сделок недействительными, регистрации (перерегистрации) юридического лица недействительной.
С уважением, Депутаты фракции «Ак жол» |