Первому Заместителю
Премьер-Министра РК
Смаилову А.А.
Уважаемый Алихан Асханович!
Как известно, в 2014 году в Казахстане дан старт третьей волне приватизации. Смысл приватизации любого предприятия заключается в повышении его эффективности, увеличении вклада в национальную экономику, а также получения государством адекватной цены.
В тоже время, имеется немало примеров, когда приватизация привлекательных объектов вызывает вопросы в обоснованности и чистоте.
К примеру, международный аэропорт города Семей некогда был приватизирован, однако, в 2018 году, по иску областного акимата возвращен в государственную собственность. А согласно плану приватизации на 2021-2025 годы, вновь выставлен на продажу.
Согласно этому же Плану, в Перечень организаций коммунальной собственности, предлагаемых к передаче в конкурентную среду, включен и АО «Международный аэропорт Алия Молдагулова» в городе Aктобе.
Прием заявок среди соискателей завершится завтра, т.е. 9 сентября. Стоимость объекта оценена в 7,3 млрд. тенге.
Однако пресса, и конкретно – популярная республиканская газета «Время» - подняла ряд вопросов, вызывающих определённые сомнения в чистоте и прозрачности данного процесса.
Прежде всего вызывает вопрос адекватность оценочной стоимости объекта.
Так, в комплекс аэропорта входит терминал, а также административное здание, зона беспошлинной торговли, коммерческие площади, склады, спецтехника и транспорт, инженерные сети, топливно-энергетический комплекс и железнодорожная ветка к нему. Здания, оборудование и вся инфраструктура приведена в соответствие международным стандартам и рекомендациям ICAO (Международная Организация Гражданской Авиации).
Аэродром аэропорта отнесён к 1 классу, способен принимать большинство типов самолётов, включая Ил-86, Боинг 727—200 и большегрузный Ан-124.
Аэропорт расположен на пересечении крупных международных аэронавигационных трасс, связывающих Западную Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией, способен обеспечивать грузопотоки не только Западного Казахстана, но и прилегающих регионов соседней России.
Фактически это крупный воздушно-транспортный пассажирский и грузовой узел, имеющий стратегическое значение.
Помимо гражданской авиации, на аэродроме базируется военная авиация — учебные самолёты Военного института Сил воздушной обороны РК.
В течение последних пяти лет аэропорт стабильно выплачивает в бюджет до 130 миллионов тенге налогов, а за 8 месяцев текущего года внес в бюджет уже 165 миллионов. Это говорит о том, что оборот предприятия растет даже в период пандемии.
На этом фоне вопросы, поднимаемые в СМИ, выглядят вполне обоснованными.
Почему аэропорт оценивается в 7,5 млрд тенге, если буквально пару лет назад потенциальный международный инвестор обсуждал и подписал меморандум на сумму в 3 раза большую?
Кто и для чего способствовал тому, что та сделка не состоялась?
Как и насколько обоснованно была проведена оценка комплекса?
Журналист-расследователь Михаил Козачков выяснил, что оценку провело ТОО «Независимая экспертная оценка», взявшуюся за выполнение колоссального объема работ, за 130 тысяч тенге. Фирма арендует один кабинет в Ате, только на один прилёт в Актобе и обратно, чтобы оценить аэропорт, у этих аудиторов вся сумма ушла бы на авиабилеты, гостиницу и обед в кафе.
Почему судьбу огромного предприятия, где прибыль постоянно растет, решает мелкое ТОО с непонятной репутацией, а не серьёзная аудиторская компания? Процедура по оценке (Due Diligence) обычно занимает значительное время и обходится в приличную сумму, но зато ни у кого не возникает сомнений в объективности заключения. А ТОО «Независимая экспертная оценка» провернула работу за месяц, и непонятно, оценивала она комплекс по бумагам, или реальному положению и потенциалу на рынке.
При таких обстоятельствах нам представляются далеко не безобидными высказанные прессой предположения о преднамеренном характере действий в отношении указанного аэропорта.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Алихан Асханович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит:
1) Инициировать проверку обоснованности оценочной стоимости имущественного комплекса «Международный аэропорт города Актобе»;
2) Предоставить информацию о ТОО «Независимая экспертная оценка» и её предыдущем опыте оценки крупных объектов;
3) Проверить возможную заинтересованность должностных лиц и их аффилиированность с организаторами процесса приватизации указанного аэропорта.
Фракция «Ак жол» является твердым сторонником рыночных реформ и сокращения государственного участия в экономике.
В то же время, важнейшим условием рыночной экономики является честная конкуренция, угрозу которой мы видим в данном случае.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»