01
Октября

01.10.2025

“Ак жол” уличил Минфин в искажении закона и лоббировании госкомпаний в ущерб частным предприятиям

Премьер-Министру РК О.Бектенову

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании 2025 года раскритиковал деятельность государственного сектора. Он подчеркнул необходимость сокращения числа государственных компаний в экономике и отметил, что их необоснованное размножение по-прежнему мешает развитию частного предпринимательства.

Кроме того, Президента своим Указом от 8 мая 2024 года «О мерах по либерализации экономики» установил обязанность обеспечения добросовестной конкуренции посредством предоставления равных условий деятельности всем субъектам хозяйствования вне зависимости от формы собственности. В развитие указанной нормы предусмотрено внедрение принципа «желтых страниц» при осуществлении государственных закупок, заключающегося в отклонении заявок государственных компаний при наличии не менее двух заявок, поданных субъектами частного предпринимательства.

Исходя из этих подходов, Демпартия «Ак жол» при рассмотрении нового закона «О государственных закупках» инициировала поправку, согласно которой государственные предприятия, учреждения, а также юридические лица, более 50% акций (долей участия) которых принадлежит государству, не допускаются к участию в конкурсных процедурах в случае наличия заявок от субъектов частного бизнеса. Веб-портал автоматически отклоняет такие заявки квазигосударственных организаций без их рассмотрения.

Поправка была поддержана Парламентом и закреплена в законе.

Однако, Министерство финансов РК, в своем приказе от 9 октября 2024 года «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок», хоть и формально ссылаясь на указанную норму закона, фактически закрепило критерии принадлежности квазигосударственных компаний исключительно по прямым акционерам – Правительству, Комитету госимущества, госорганам или акиматам. Тем самым Министерство сознательно ограничило действие закона, грубо исказив его смысл и фактически устранив предусмотренные им требования.

В результате ограничения не коснулись многочисленных дочерних и зависимых структуры фонда «Самрук-Қазына», занимающих значительную долю рынка и продолжают участвовать в закупках, вытесняя частный бизнес.

В этой связи напоминаем, что согласно Закону Республики Казахстан «О правовых актах»:

- статья 1 закрепляет, что подзаконные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение актов вышестоящего уровня;

- статья 4 устанавливает иерархию нормативных правовых актов, согласно которой законы обладают более высокой юридической силой по отношению к подзаконным актам;

- пункт 3 статьи 10 определяет, что нормативные правовые акты нижестоящего уровня не должны противоречить актам вышестоящего уровня;

- статья 24 прямо запрещает включение в подзаконные акты норм, выходящих за рамки регулирования, предусмотренного законами.

Демпартия «Ак жол» считает, что Минфин своими действиями фактически саботировал волю законодателя и прямое поручение Главы государства.

Вместо обеспечения добросовестной конкуренции и реального доступа частного бизнеса к государственным закупкам, Минфин издал подзаконный акт, который извращает суть закона и сохраняет привилегии квазигосударственного сектора.

Подмена понятий и сведение критерия только к «прямым акционерам» превратили реформу в формальность, позволив сотням дочерних и зависимых структур «Самрук-Қазына» и других госхолдингов продолжать доминировать на рынке. Это прямое нарушение принципа «желтых страниц» и саботаж политической линии Президента, направленной на сокращение роли государства в экономике.

На основании вышеизложенного, депутатская фракция ДПК «Ак жол» требует:

1) Немедленно привести Правила осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов от 9 октября 2024 года в полное соответствие с Законом «О государственных закупках».

2) Обеспечить полноценную реализацию принципа «желтых страниц», закрепленного в Указе Президента от 8 мая 2024 года, во всех подзаконных актах, регулирующих сферу государственных закупок.

3) Пресечь практику издания подзаконных актов, искажающих или нивелирующих положения законов, и установить эффективный контроль за их приведением в соответствие с законодательством.

4) Дать оценку действий должностных лиц, исказивших волю Парламента и Президента.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

О. Нуралдинов

А. Перуашев

Д. Еспаева

Е. Барлыбаев

К. Иса

С. Ерубаев