Министру цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической промышленности
Мусину Б.Б.
По последним данным за 2021 год 8,5 млн человек в Казахстане живут в областных центрах и городах республиканского значения. Это те люди, у которых есть привилегия посетить спеццон в том городе, где они проживают. Другие 10,5 млн человек вынуждены ездить в областные центры. Сотни тысяч казахстанцев каждый год достигают 18-летнего возраста и получают право водить автомобиль.
Например, молодому человеку, проживающему в Урджаре, нужно проехать 480 км до Усть-Каменогорска чтобы сдать экзамены на права. В лучшем случае, если этот человек придёт рано утром, сдаст практический и теоретический экзамены, он сможет до конца дня получить права. Но для этого ему нужно будет выехать за день до этого из Урджара, ехать на такси как минимум 8 часов, при условии, что у него будут деньги на такси.
Потом необходимо будет снять гостиницу или арендовать квартиру хотя бы на 2 ночи, потому что на следующий день он рано утром идет на экзамен, а вечером в обратный путь выезжать опасно. Это при условии, что он сдаст экзамен сразу. Если ему не повезёт, то через неделю надо будет все повторить.
И такая ситуация не только в Восточно-Казахстанской области, но и в других регионах. Области у нас большие: от Караганды до Жезказгана по трассе 528 километров, от Уральска до Сайхина 550 километров, от Аркалыка до Костаная 465 километров, и так почти в каждой области. Это только расстояния от районных центров до областного центра, не говоря уже о самых отдалённых сёлах.
В Туркестанской области, в которой проживает более 2 млн человек и вовсе нет сертифицированного автодрома. Жители данного региона вынуждены ездить для сдачи экзаменов в Шымкент или Алматы. В социальных сетях быстро набрало популярность видео, на котором желающие сдать на права в Шымкенте перепрыгивали через забор лишь бы успеть встать в очередь. Такое оказание государственных услуг является насмешкой и издевательством над народом!
Так, для многих граждан нашей страны поездка в областной центр в спеццон для сдачи экзаменов на права это огромные затраты, и даже если у людей нет возможности приобрести собственный автомобиль, иметь права на вождение хочет почти каждый. Тем более, что автомобиль в современных условиях в Казахстане это не предмет роскоши, а средство заработка.
«У половины населения ежемесячный доход не превышает 50 тысяч тенге. На такие деньги, разумеется, прожить практически невозможно», - сказал Глава государства.
В связи с вышеизложенным, депутатская фракция «Ак жол» просит:
1. Пересмотреть существующий порядок сдачи экзаменов на водительское удостоверение. Учитывая плотность населения и расстояния между районными и областными центрами, открыть в каждой области как минимум 3-4 межрайонных специализированных центра обслуживания населения.
2. Предоставить возможность оказывать услуги по сдаче практических экзаменов на водительские права предпринимателям, у кого есть свой автодром или тем, кто готов построить его за свой счёт.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»