Премьер-Министру РК
О.Бектенову
В Послании народу Казахстана 8 сентября т.г. Президент К.Токаев посвятил отдельный блок проблемам предпринимательства.
Глава государства особо подчеркнул, что нужно срочно менять ситуацию в сфере налогового администрирования, где потенциал искусственного интеллекта Комитет госдоходов обязан применять в интересах налогоплательщиков, для принципиально новой, сервисной модели взаимоотношений государства и бизнеса.
Кроме того, цитирую: «Важным инструментом защиты бизнеса от избыточных проверок должен стать Реестр обязательных требований. Требуется ускорить его полноценное внедрение с ревизией норм на соответствие Предпринимательскому кодексу» - цитата окончена.
В этой связи, фракция «Ак жол» вынуждена в очередной раз напомнить о проблеме конфиденциальных критериев Системы управления рисками (СУР), которая является базовой частью налогового администрирования.
Проблема в том, что налоговые органы присвоили себе право вести мониторинг налогоплательщиков, скрывая от них требования, по которым в отношении предпринимателя могут назначаться контрольные мероприятия, налагаться финансовые санкции и ограничиваться их деятельность в рамках госзакупок, квазигоссектора и других контр-партнёров.
Между тем, Предпринимательский кодекс, на приведение в соответствие которому всех контрольных требований настаивает президент, в ст.14 прямо фиксирует принципПрезумпции добросовестности предпринимателей, согласно п.3) которого: «В процессе государственного регулирования…при исполнении субъектами предпринимательства своих обязанностей предполагается добросовестность их действий…
Все неопределенности законодательства толкуются в пользу субъекта предпринимательства.»
Опираясь на эти нормы, фракция «Ак жол», при обсуждении проекта нового Налогового кодекса настояла, а рабочая группа и пленарное заседание Мажилиса приняли нашупоправку о введении принципа «прозрачности» налогообложения. Теперь, согласно статье 28 нового Кодекса, налогообложение должно строиться на основе открытости, ясности и доступности информации для всех налогоплательщиков.
Однако разработчики не пропустили другие наши предложения и сохранили закрытые критерии налоговых рисков,
Так, пункт 3 статьи 93 нового Налогового кодекса, вопреки утвержденному принципу прозрачности, прямо гласит: «вся информация, полученная при управлении налоговыми рисками, является конфиденциальной и предоставление указанной информации налогоплательщикам запрещается».
То-есть, налогоплательщик обязан выполнять требования, которые ему запрещено знать, и при этом не может их оспорить даже в суде, потому что не имеет права знать, в чём его обвиняют!
Это превращает предпринимателей в заложников тайных решений чиновников, хотя п.4 ст.14 Предпринимательского кодекса утверждает, что «Нарушение… допущенное субъектом предпринимательства, должно быть описано в ходе проведения проверок. Обоснование доводов и раскрытие обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства, возлагаются на государственные органы».
Кроме того, пункт 3 статьи 18 Конституции Республики гарантирует каждому право на ознакомление с документами и решениями, затрагивающими его интересы;
Помимо Конституции, конфиденциальность системы налоговых рисков противоречит итребованиям Главы государства, который в Послании 8 сентября заявил, что «новый Налоговый кодекс должен сформировать новую ментальность налогоплательщиков, основанную на честности и прозрачности».
Но ведь прозрачность – это открытость окна с обеих сторон; а как работать бизнесу, если государственный орган свою сторону и свои требования скрывает?
И всё это – только один пример несоответствия налогового администрирования базовым нормам Предпринимательского кодекса.
Наряду с другими аргументами, сохранение конфиденциальности налоговых рисков стало одной из важных причин, почему фракция «Ак жол» голосовала против нового Налогового кодекса.
Исходя из изложенного, а также в рамках исполнения поручений, данных президентом в Послании 8 сентября т.г., депутатская фракция «Ак жол» требует срочно, до вступления в силу нового Налогового кодекса:
1) Исключить пункт 3 статьи 93 и другие нормы нового Налогового кодекса РК, предусматривающие конфиденциальные критерии при управлении налоговыми рисками,
2) Начать работу по приведению требований к бизнесу в соответствие Предпринимательскому кодексу именно с ревизии Налогового кодекса.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»
А. Перуашев
Д. Еспаева
Е. Барлыбаев
К. Иса
С. Ерубаев
О. Нуралдинов