2 марта 2022 года, пресс-служба Демократической партии «Ак жол»
Министру индустрии и
инфраструктурного развития РК
Председателю Агентства РК
по защите и развитию конкуренции
В ходе последних выездов депутатов в регионы, в партию «Ак жол» обратились предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией щебня.
Как следует из обращения, компании вынуждены поднимать цены на реализуемый товар из-за возникновения дополнительных непредвиденных расходов. Среди причин - постоянно растущие тарифы на железнодорожные перевозки, а также дефицит вагонов для перевозки грузов. На сегодня, как считают участники рынка, ценовая политика АО «Казахстан Темiр жолы» по перевозке грузов и поставке вагонов, не контролируется государством, а учитывая монополию АО «КТЖ», производителям создаются кабальные условия, которые выражаются в ежегодном росте тарифов. Кроме того, на удорожание услуг влияет стоимость железнодорожных вагонов, переданных от АО «КТЖ» в субаренду логистическим компаниям, которые выступают некими «посредниками» между АО «КТЖ» и грузоотправителями.
В результате получается, что железнодорожный тариф складывается из двух компонентов: первое - это стоимость перевозки и локомотивной тяги – оплата оператору, т.е. ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки», и второе - стоимость вагонов, предоставленных АО «Казтeмiртранс» или логистическими компаниями.
Таким образом, вагоны под загрузку подает АО «Казтемiртранс» или компании, которым переданы вагоны в аренду, а локомотивы предоставляет ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки». В связи с нехваткой локомотивов, вагоны долгое время находятся на железнодорожных путях и, как следствие, грузоотправители вынуждены платить штрафные санкции за их простой, которые происходят не по их вине, а по вине ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки».
Так например, только одна актюбинская компания заплатила штраф за 3 месяца за простой вагонов в пользу ТOO «KZ LOGISTICS COMPANY» 5 237 тыс. тенге, и таких примеров много. С февраля этого года АО «Казтемиртранс» ввел новые тарифы за простой вагонов. Если ранее тариф составлял 205 тенге за 1 час простоя, то теперь независимо от количества часов простоя устанавливается тариф 12 500 тенге за каждые сутки.
Изначально весь парк вагонов принадлежал АО «КТЖ» и проблем с наличием вагонов и грузовыми перевозками не было. Но в последующем, когда весь парк был передан АО «Казтемiртранс», а перевозчиком был объявлен ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки» возникли проблемы с регулярными поставками вагонов. При этом одновременно появились компании, которые предоставляли вагоны производителям щебня, арендованные у АО «Казтемiртранс», но уже по завышенным ставкам. Постепенно парк вагонов через договора аренды перешел в руки частных компаний, соответственно и рост цен происходил чаще. Появление посреднических компаний не исключает коррупционные риски, лоббирование подачи вагонов в интересах определенного круга грузоперевозчиков. Такие случаи имеются. К депутатскому запросу мы прилагаем копию обращения предпринимателей с указанием подобных фактов.
На расширенном заседании Правительства от 8 февраля 2022 года Президент К.Ж.Токаев поручил разобраться с распространением посредников. В частности, он отметил - цитата: «Речь идет о компаниях и тарифах, различных посредников, монопольных операторов, ненужных агентов. Эту проблему знаете. Вопрос: кто платит за их услуги? Конечно, потребитель платит» - конец цитаты.
На ситуацию с тарифами на грузоперевозки и искусственно создаваемым дефицитом вагонов однозначно повлияло создание посреднических компании. И с этим надо тщательно разобраться и принять срочные меры, т.к. увеличение стоимости стройматериалов в дальнейшем отражается на стоимости строительных объектов.
Всвязи с вышеизложенным, депутатская фракция «Ак жол» просит:
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»
Ответ: