09
Сентября

09.09.2020

Депутаты «Ак жола» возмущены молчанием МОН на обращение по проблемам дистанционного обучения и об использовании 67 млн долларов займа Всемирного банка, направленное еще в июле

9 сентября 2020 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»

9 сентября 2020 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»

Депутаты «Ак жола» возмущены молчанием МОН на обращение по проблемам дистанционного обучения и об использовании 67 млн долларов займа Всемирного банка, направленное еще в июле – соответствующий депутатский запрос фракции был озвучен сегодня на пленарном заседании Мажилиса Данией Еспаевой (текст запроса приводится ниже).

Премьер-Министру РК

 Мамину А.У.

Председателю Счетного комитета

по контролю за исполнением

республиканского бюджета

Годуновой Н.Н.

Депутатская фракция Демпартии «Ак жол» неоднократно обращала внимание МОН и Правительства на неудовлетворительное состояние цифровизации в системе образования, отсутствия устойчивого Интернета во многих школах, провалах в реализации цифровых образовательных проектов.

Недоработки в сфере информатизации образования особенно болезненно проявились в период ЧП в связи с коронавирусом, когда при переходе на дистанционное обучение фактически без уроков остались тысячи детей по всей стране.

Тогда вдруг выяснилось, что все наши предыдущие сигналы об отсутствии интернета в тысячах сёл и аулов, о недостатках технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья – правда, а бодрые ответы чиновников – ложь.

Несмотря на летние заверения министра образования А.Аймагамбетова об устранении проблем с дистанционным обучением на предстоящий учебный год, по результатам поездок в регионы, депутаты партии «Ак жол» снова направили официальное обращение министру (за исх.№21 от 29 июля 2020 г.), заявив об обоснованных сомнениях в исправлении ситуации.

На встречах с избирателями в различных частях страны, нам неоднократно приходилось слушать жалобы родителей на занятия многодетных семей по одному смартфону. Но там хотя бы есть беспроводной интернет. А во многих населённых пунктах устойчивого интернета просто нет. Так, в августе об отсутствии устойчивого интернета заявляли родители и школьники города Каскелен, расположенного всего в 24 км от Алматы. Что уж говорить о более отдалённых районах.

Как известно, наши опасения подтвердились в первые же дни школьных занятий - этими сообщениями переполнены все соцсети и официальные каналы.

Но тогда куда ушли выделенные государством средства, за что платит и бюджет, и все налогоплательщики? Это далеко не риторические, а вполне конкретные вопросы, которые мы поставили в письме фракции министру МОН от 29 июля т.г.

Начиная с 2016 года в систему образования были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму 27,2 млрд.тенге, из них:

- 12 млрд. тенге на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ;

- 16,5 млрд. тенге на обеспечение скоростным интернетом 7160 школ;

- 4,4 млрд. тенге на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам.

В 2017 году, по инициативе МОН, Республика Казахстан привлекла займ Всемирного банка, на сумму 67 млн.долл.США на финансирование проекта «Модернизация среднего образования».

Целью проекта является выравнивание качества образования между сельскими и городскими школами, в рамках чего было принято решение об оснащении 5-ти тысяч школ мультимедийным оборудованием. Планировалось, что все сельские школы будут оснащены компьютерами и оргтехникой, а главное - для всех школ с низкой скоростью интернета планировалась поставка оборудования для обеспечения устойчивой беспроводной связи.

Однако несмотря на высочайшую актуальность вопроса, по имеющейся информации, ни по одному из направлений проекта до сих пор не объявлен конкурс, а на приобретение компьютеров и оборудования для обеспечения интернетом сельских школ, всё ещё (на третий год проекта) не разработаны даже технические задания.

Между тем, уже третий год Казахстан оплачивает из бюджета комиссию за резервирование займа около 160 тысяч долларов США за то, что МОН не обеспечивает школы информатизацией и беспроводным интернетом.

Но и это не всё: в июле т.г. МОН обратилось к Правительству за новым финансированием на 74,2 млрд.тг для оснащения школ оборудованием для цифровизации учебного процесса, доступности школьных занятий on-line через беспроводной интернет.

В вышеуказанном письме от 29 июля мы просили министра А.Аймагамбетова ответить на следующие вопросы:

1.   С чем связано неисполнение международного займа на 67 млн.долл.США, кто из ответственных лиц МОН был его инициатором, из чьих средств оплачивается неустойка по неиспользованным средствам (более 300 тыс.долл.США на текущий момент), кто и какую ответственность понёс за срыв проекта по модернизации школ?

2.   Как были освоены средства, выделявшиеся местным управлениям образования на информатизацию школ с 2016 г. (27,2 млрд.тг), проводилась ли проверка эффективности их использования?

3.   Как МОН оценивает достигнутые результаты, и если положительно, – то кто   должен ответить за провалы в дистанционном обучении, и т.д.?

Закон устанавливает максимальный срок ответа госорганов на обращение – 1 месяц. Однако до сегодняшнего дня ответа не получено.

В этой связи просим Вас, уважаемый Аскар Узакпаевич, обязать министра образования и науки:

1.   Предоставить ответ на поставленные вопросы депутатов фракции «Ак жол» в письме от 29 июля т.г.

2.   Привлечь к ответственности должностных лиц МОН, уклоняющихся от предоставления депутатам запрошенной информации;

3.   Поручить Комитету финансового контроля Министерства финансов РК провести проверку использования средств, выделенных на цифровизацию образования и дистанционное обучение, включая причины неиспользования средств внешнего займа Всемирного банка.

А также просим Вас, уважаемая Наталья Николаевна, назначить проверку эффективности использования бюджетных средств, и средств, привлечённых от имени государства, по аналогичным основаниям.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»