Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Генеральному прокурору
Республики Казахстан
Нурдаулетову Г.Д.
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Уважаемый Гизат Дауренбекович!
Недавняя авиакатастрофа в Алматы и обсуждение её причин в обществе выявили недопустимо пренебрежительное отношение местных властей к требованиям и нормам безопасности строительства.
В частности, в целом ряде регионов выявлены выделения земельных участков акиматами и их застройка зданиями и жилыми домами на территории, непосредственно прилегающей к территории аэропортов, что прямо запрещено действующим законодательством.
Не исключено, что эта проблема послужила одним из сопутствующих факторов, приведших к многочисленным жертвам в указанной авиакатастрофе.
Не сомневаемся, что созданная правительственная комиссия даст полную оценку обстоятельствам той трагедии и другим систематическим нарушениям в сфере безопасности полётов.
Вместе с тем, эта трагедия обнажила масштабы и других подобных нарушений норм и требований законодательства. Так, по мнению обратившихся в Демократическую партию Казахстана «Ак жол» предпринимателей в сфере логистики, аналогичные незаконные выделения участков и их застройки повсеместно происходят и вдоль железнодорожных путей.
Согласно Правил «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов», жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м. При осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих гигиенические требования, ширина зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
Однако, поступают сигналы, что местные исполнительные органы нарушают эти нормы, предоставляя земельные участки в этих зонах под ИЖС, садоводство либо крестьянское хозяйство, тогда как Правилами использования земель для нужд железнодорожного транспорта установлено, что «В пределах охранных зон… не допускается строительство капитальных зданий, строений и сооружений, посадка лесонасаждений, плодовых деревьев, а также … вспашка целины, закладка огородов и земляные работы».
Имеют место случаи, когда жилые дома возводятся в непосредственной близости от магистральных путей, что создаёт непосредственную угрозу жизни людей от проходящего ж/д транспорта.
Помимо риска быть сбитым поездом (что, к сожалению, периодически и происходит), железнодорожные пути являются источником повышенной опасности в силу:
- опасных для здоровья людей вибрации и шума, загрязнения воздуха продуктами горения топлива;
- вредного воздействия при перевозке химических, воспламеняющихся или радиоактивных грузов;
- вероятности разрушений, пожаров и взрывов при чрезвычайных происшествиях, таких как наблюдаемые в последние годы сходы вагонов. Например, только в 2017-2018 годах имели место 12 крушений железнодорожных составов.
Не меньшие вопросы вызывает и выделение участков вдоль автомобильных дорог.
В этой связи, фракция Демократической партии Казахстана «Ак жол» просит:
1) повсеместно провести проверки соблюдения требований по застройке территории, прилегающих к железнодорожным путям и автомобильным дорогам;
2) ужесточить меры ответственности должностных лиц за нарушения в данной сфере, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»