29
Апрель

29.04.2020

Фракция «Ак жол» требует провести открытое формирование нового Реестра системообразующих предприятий – депутатский запрос

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А. У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Демократическая партия «Ак жол» поддерживает усилия руководства страны по преодолению текущего кризиса. Уверены, что предпринимаемые шаги работают в интересах всего общества. Отдельной признательности заслуживают шаги по поддержке бизнеса. Поручения Первого Президента Н.Назарбаева о пост-кризисном восстановлении экономики показывают нацеленность Республики на дальнейшее развитие. 

В то же время, как отметил в своём заявлении в понедельник Президент К.Токаев, в работе госорганов имеются упущения, в том числе - системного характера. 

В этом плане жёсткую критику в обществе и Парламенте вызвало недавнее предложение министра нацэкономики Руслана Даленова, представившего Госкомиссии по ЧП проект Реестра системообразующих предприятий. Как сообщают открытые источники, из 361 отобранных как «системообразующие» предприятий, абсолютное большинство – 60% - составляют строительные компании, ещё 24% составляют объекты торговли и аренды коммерческой недвижимости. На все остальные отрасли отведено 16%, из которых на обрабатывающие предприятия досталось 3%. Странное представление о драйверах национальной экономики, где вместо индустриально-инновационного развития ведущие роли, оказывается, играют стройка и торговля.

Особое непонимание вызывает тот факт, что данный список отсутствует на официальных ресурсах, а его обсуждение госорганами подтверждается лишь сообщениями в СМИ.

В партию «Ак жол» обращается множество предпринимателей с вопросами - почему в Реестр не попало ни одно предприятие из сельского хозяйства и сельхозпереработки, ни одного предприятия пищевой и лёгкой промышленности, производящих продукты питания, одежды, детские, медицинские и гигиенические товары, т.е. полностью отсутствуют производители товаров первой необходимости. 

Проект Реестра демонстрирует отсутствие комплексного понимания экономических процессов у профильного министерства. По факту - это, скорее, список отраслевых монополистов, причём, за минусом их конкурентов. Например, при всём преобладании строительных магнатов – в него не попал ни один производитель стройматериалов. В Реестр вроде бы включены все автосборочные предприятия, но кроме устькаменогорского завода, который самым первым в Казахстане начал сборку автомобилей и сейчас строит комплекс полного цикла производства. 

По данным Союза строительной отрасли, в Реестр не вошли восемь ведущих, но не аффилированных с доминирующими, компаний. 

В целом, обществу непонятно - какими критериями руководствовалось министерство, отбирая предприятия для включения в Реестр?

Ещё в 2011 году, на основе опыта антикризисной программы Правительства 2007-2009 г.г. был принят совместный приказ министров экономического развития, индустрии, финансов и сельского хозяйства «Об утверждении критериев отнесения предприятий к системообразующим». Согласно ему, предприятие должно относиться к среднему или крупному бизнесу, занимать не менее 0,1% в общем объеме промышленной продукции и услуг в одной области. Также были установлены такие критерии как значимость предприятия для развития производственных цепочек, наличие потенциала для перехода к более высоким переделам, долгосрочные перспективы сбыта, значимость предприятия для региона в части сохранения социальной стабильности, обеспечения социально уязвимых слоев населения товарами первой необходимости, минимизации негативных последствий возможных скачков цен и дефицита продукции, развитие сопутствующих предприятий малого и среднего бизнеса и т.д..

Другими словами, для каждого региона и отрасли должны быть отобраны собственные системообразующие предприятия.

Неужели министерство нацэкономики не знает об этих подходах? Вместо этого, оно вносит в Реестр национальные компании, а также предприятия, зарабатывающие в основном на госзакупках. Насколько рыночно вводить госпреференции для тех, кто и без того финансируется из бюджета? Может быть правильнее поддерживать тех, кто работает в открытой конкуренции?

На указанном заседании Госкомиссии, Правительством был совершенно справедливо поставлен вопрос о встречных обязательствах системообразующих компаний. Однако предложенный Миннацэкономики перечень таких обязательств (сохранение рабочих мест, закупка отечественных товаров, раскрытие информации, отмена дивидендов и бонусов и т.д.) выглядит крайне неубедительно.

Считаем, что встречными обязательствами, помимо сохранения рабочих мест и закупа отечественных товаров, должны являться: реальное снижение цен, в т.ч. на строительные объекты и жильё, снижение тарифов на коммунальные услуги и авиабилеты, цен на аренду торговых площадей и т.д. Если компания не готова идти навстречу таким нуждам общества – значит, она не очень уж и нуждается в господдержке. Например, тогда, чем напрямую поддерживать строительные компании, было бы правильнее просубсидировать ипотеку нуждающемуся населению.

Учитывая ограниченность ресурсов, нужно определиться с иерархией ценностей: что важнее для государства, поддержать доходы монополий, или защитить от нищеты миллионы граждан? В аналогичной ситуации США и европейские страны спасают не корпорации, они спасают малый и средний бизнес, потому что он и есть средний класс, он и есть общество. Меры поддержки крупного бизнеса там также применяются, но условия такой поддержки проходят открытое обсуждение в обществе и парламентах.

Общественный резонанс вокруг проекта Реестра снова показал, что не только экономика, но и страна, общество стали другими. И это уже реальность, с которой госорганам и министрам придётся считаться. 

В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит:

  1. Снять с обсуждения проект Реестра, подготовленный Министерством национальной экономики;
  2. Провести формирование Реестра в строгом соответствии официальным критериям и поручениям Первого Президента Н.Назарбаева, а также Заявлению Президента К.Токаева;
  3. За основу Реестра взять предложения от регионов Республики; 
  4. Пересмотреть перечень встречных обязательств системообразующего бизнеса;
  5. Рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц Министерства национальной экономики, за недобросовестную подготовку вышеуказанного документа.

Фракция ДПК «Ак жол» также просит расширить и сами меры господдержки, включив туда:

- не простую отсрочку, а пролонгацию кредитов предприятиям и гражданам. Если этого не сделать сейчас, то по окончанию отсрочки в октябре, проблему придётся решать в пожарном порядке;

- снижение базовой ставки Нацбанка до 5-7% в целях снижения процентных ставок по банковским кредитам для бизнеса и населения (на чём мы настаивали в своих запросе и заявлении 11 марта и 5 апреля т.г.);

- на период восстановления экономики, ввести предусмотренные законом изъятия из национального режима в рамках госзакупок и закупок квазигоссектора, ограничив доступ к ним бизнесу стран ЕЭАС и оставив этот рынок исключительно для казахстанских производителей.

С уважением, 

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»