27
Ноября

27.11.2024

Государственные триллионы не должны расходоваться скрытно от общества и бюджета

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Бектенову О. А.

Недавно из официальных источников стало известно, что Правительством утвержден перечень из 17 крупных проектов с объемом инвестиций более 15 трлн. тенге.

Среди направлений отмечены отрасли сталелитейного производства, нефтепереработки, производство удобрений, химическая промышленность, автопром, туризм, экспорт продуктов пищевой промышленности с высокой добавленной стоимостью.

Ожидается, что реализация этих проектов создаст более 26 тысяч новых рабочих мест, увеличит экспорт на 6 трлн. тенге и обеспечит импортозамещение на сумму более 1,5 трлн. тенге. Эти меры также должны способствовать созданию высокотехнологичных производств, повышению квалификации местных кадров и заключению оффтейк-контрактов с отечественными производителями.

Демпартия «Ак жол» всегда и всесторонне поддерживает любые меры, направленные на развитие современной обрабатывающей промышленности.

Однако, до сегодняшнего дня, неизвестно, о каких конкретно проектах идет речь и из каких источников планируется их финансировать. Названий проектов в официальном источнике не приводится, только в отдельных случаях раскрыты создаваемые мощности.  

В недавно утвержденном трехлетнем республиканском бюджете на 2025-2027 годы, информации о таких инвестициях также отсутствует.

Учитывая, что 15 триллионная сумма сопоставима с расходами всего республиканского бюджета, отсутствие подробной информации вызывает определённые вопросы.

К примеру, в средствах массовой информации публикуется список из 17 проектов, с предполагаемыми суммами инвестиций и названиями компаний. К чести журналистов, они признают, что данный список является предположительным и сформировано из проектов, наиболее подходящих под описание, указанные в официальном источнике.

В этом списке также отмечены отрасли металлургии, автомобильная, химическая и пищевая промышленность, туризм. Однако, среди проектов, фигурирующих в списке, имеются откровенно сомнительные, такие как, строительство торгового комплекса в Астане (возле Малого Талдыколя), стоимостью 1 трлн. тенге. Или проект «Теплого пляжа» в Мангистауской области на сумму 317 млрд. тенге. Насколько такие проекты способны  повлиять на развитие национальной экономики - вопрос довольно спорный.

Глава государства в Послании «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС СПРАВЕДЛИВОГО КАЗАХСТАНА» говорил о необходимости смены экономической парадигмы путем ухода от банковско-сырьевой модели, к созданию прочного промышленного каркаса экономики.

Трудно утверждать, будто строительство торгового центра на 1 триллион или пляжа на 300 миллиардов относится к промышленному каркасу.

Полагаем, что в условиях бюджетного дефицита, необходимо, следуя принципу «Сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство», консолидировать все подобные проекты в государственном бюджете, с соблюдением всех бюджетных процедур и обсуждения в парламенте.

В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит:

1) подтвердить или опровергнуть опубликованный в СМИ перечень проектов и компаний, которые будут их реализовывать;

2) если это правда, разъяснить, почему проекты, требующие столько (15 триллионов) государственных средств, не отражены в бюджете;

3) сообщить кем и по каким критерия проводился отбор этих проектов;

4) учитывая, что проекты не предусмотрены в республиканском бюджете, указать из каких средств они будут финансироваться;

5) в целях исключения возможности использования в ходе реализации проектов злоупотреблений, в частности, путем необоснованного удорожания смет, повышения стоимости материалов и т.п., рассмотреть вопрос применения бюджетных процедур;

6) рассмотреть вопрос о нецелесообразности включения в данный перечень, проектов, не отвечающих требованиям создания промышленного каркаса экономики.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»

 

С. Ерубаев

А. Перуашев

Д. Еспаева

Е. Барлыбаев

Қ. Иса

Е. Бейсенбаев