Оглашен 15.11.2017г.
Министру
национальной экономики
Республики Казахстан
Сулейменову Т. М.
Депутатский запрос
Уважаемый Тимур Муратович!
При обсуждении проекта Кодекса «О недрах и недропользовании», депутатская фракция ДПК «Ак жол», однозначно высказалась против передачи функции по регулированию закупок недропользователей в различного рода комиссии.
Одной из причин, как было указано, является наличие вокруг любого крупного недропользователя пула традиционных поставщиков и подрядчиков, ограничивающих конкуренцию и создающих условия для корпоративной коррупции.
Очередным подтверждением наших доводов, является обращение объединения «Казахстанский союз химической промышленности», поступившее в адрес фракции «Ак жол». Приведенные в обращении доводы, свидетельствуют о наличии ограничения конкуренции на рынке по оказанию сервисных услуг в горнорудной сфере. А именно, злоупотребления доминирующим положением казахстанских производителей и поставщиков взрывчатых материалов и средств инициирования.
Как указано в обращении, используя ограниченный круг субъектов бизнеса, занятых в данном сегменте, производители и поставщики взрывчатых материалов и средств инициирования, реализуют её, преимущественно связанным с ними организациям (АО «Орика Казахстан», ТОО «Максам-Казахстан», ТОО «Искра - Сервис», ТОО «Промвзрыв»), ограничивая тем самым доступ на рынок иных сервисных компаний по проведению взрывных работ. Это позволяет, без каких-либо дополнительных затрат, обеспечить рост цен на взрывчатые материалы на 20 и более процентов.
В результате, сервисные и горнодобывающие компании, использующие в своей деятельности взрывчатые материалы, ежегодно, по мнению ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности», несут многомиллиардные убытки в виде разницы между реальными ценами, и ценами поставщиков-доминантов на рынке взрывчатых веществ.
Завышенная таким образом цена, на используемые компоненты, отрицательным образом отражается на конечной стоимости продукции горнодобывающих предприятий, снижая их налогооблагаемую прибыль и снижая на экспортные возможности.
Обращения ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности» в уполномоченные органы остаются без ответа. Не решило проблемы и совещание с участием представителей предприятий, занятых в сфере буровзрывных работ, министерств по инвестициям и развитию, национальной экономики Республики Казахстан, представителей Евразийской экономической комиссии ТС (ЕЭК), Федеральной антимонопольной службы РФ (предприятия РФ являются поставщиками взрывчатых материалов и средств инициирования), организованное по инициативе ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности».
Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, задачей которого является предупреждение, выявление и расследование, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции не может внятно выразить свою позицию по данной проблеме.
Вместо оперативного выявления и пресечения антиконкурентных действий поставщиков, доминирующих на рынке взрывчатых материалов, уполномоченный антимонопольный орган, по мнению бизнес-сообщества, занимается отписками и перекладыванием ответственности на других.
Учитывая вышеизложенное, уважаемый Тимур Муратович, депутатская фракция «Ак жол» просит:
1) проверить правомерность действий/бездействий антимонопольного органа в отношении законности действий казахстанских производителей и поставщиков взрывчатых материалов;
2) по результатам проверки, в случае подтверждения незаконности действий казахстанских производителей и поставщиков взрывчатых материалов, принять меры по ликвидации антиконкурентных действий на указанном рынке товаров, работ, услуг.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
ОТВЕТ