Озвучен 21.02.2018г.
В Послании Президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отмечено, что одной из стратегических целей является обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%.
Наиболее эффективной и востребованной программой для поддержки предпринимательства является программа «Дорожная карта бизнеса 2020».
Из многочисленных обращений представителей бизнеса стало известно, что с 3 января 2018 года не принимаются к подписанию от БВУ и СЧП договора субсидирования до принятия решения о выделении средств из бюджета.
Согласно информации фонда «Даму», большинство областей испытывают дефицит средств для субсидирования новых проектов.
В соответствии с Законом «Об объемах трансфертов» на 2017-2019 годы ежегодно в разрезе регионов выделяются средства по инструменту «субсидирование» в размере 27,4 млрд. тенге. При этом размер субсидии в течении трех лет распределён равномерно, т.е. 27,4 млрд. тенге ежегодно. Тогда как количество новых проектов по представленной статистике Фонда «Даму» ежегодно нарастает.
Так, например, количество проектов в 2017 году по сравнению с 2016 годом году увеличилось на 9 %, а объем кредитов на 17%. Ожидается динамика роста и в 2018 году. Следовательно, объем выделяемых средств на субсидирование МСБ должен иметь тенденцию роста.
Размер трансферта общего характера на 2018 год составляет 29 млрд. тенге, а принятые обязательства по проектам уже составляют 30 млрд.тенге. В работе банков второго уровня на одобрении находятся новые проекты, для субсидирования которых дополнительно необходимы 13 млрд. тенге.
На сегодняшний день, только лишь в 4-х областях выделено достаточно средств для субсидирования новых проектов. В остальных областях выделенные трансферты общего характера не покрывают принятые обязательства и региональный координационный совет не может одобрить новые проекты в 2018 году. В связи с этим, не подписываются договора субсидирования по утвержденным проектам на РКС, а также не субсидируются вознаграждения по уже подписанным договорам.
Соответственно предприниматели вынуждены приостанавливать освоение кредитных средств и, как результат - пересматривать свои инвестиционные программы со всеми вытекающими последствиями.
Следует отметить, что более половины (57%) одобренных проектов реализуется в сельской местности. Не секрет, что малый и средний бизнес на селе не получает должного развития. Это связано и с высокой процентной ставкой кредитов БВУ, и с отсутствием ликвидного залогового имущества у сельского населения. В этой связи данный инструмент, в первую очередь, необходим для активного развития сельского МСБ.
Сложившаяся ситуация с дефицитом бюджетных средств может негативно отразиться на развитии экономики регионов и в целом Казахстана, а также вызвать недовольство со стороны предпринимателей, планирующих реализовать бизнес-проекты за счет господдержки.
Следующей проблемой является отсутствие у Фонда «Даму» возможности перераспределения средств между регионами, утвержденных Законом о трансфертах общего характера. Очевидно, что средства профицита в ряде регионов должны идти на перераспределение в другие регионы с имеющимся дефицитом.
На основании вышеизложенного, вцелях обеспечения непрерывной реализации программы «ДКБ - 2020» и своевременных выплат субсидий, депутатская фракция «Акжол» считает необходимым:
1) Выделить дополнительные средства из республиканского бюджета по инструменту «субсидирование» в размере 13 млрд. тенге;
2) Предоставить фонду «Даму» право перераспределения между регионами средств для субсидирования вознаграждения по программе «ДКБ - 2020», в зависимости от активности и полноты их освоения.
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Ответ Вице-министра национальной экономики РК