05
Сентября

05.09.2018

Депутаты «Ак жола» предлагают Правительству изучить положительный опыт местных акиматов по стимулированию программы «7-20-25» через субсидирование первоначального взноса для уязвимых социальных групп и распространить его на всю Программу - депутатский запрос

Председателю

Национального Банка

Республики Казахстан

Акишеву Д.Т.

 

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

 

Уважаемый Данияр Талгатович!!

 

На открытии 4-ой сессии Мажилиса Парламента Президент Н.Назарбаев еще раз подчеркнул важность качественной реализации Пяти социальных инициатив. Подчеркивая уникальность всех пяти инициатив, необходимо отметить особую значимость жилищной программы «7-20-25».

         

В ходе летних выездных встреч с избирателями  депутаты фракции «Ак жол» ознакомились с ходом ее реализации в регионах, провели встречи с населением, строительными компаниями и представителями банков.

Надо отметить, что простые граждане возлагают на эту программу большие надежды. Напомним, что по прошлогодним данным, на момент обсуждения программы «Нұрлы жер», очередь на получение жилплощади насчитывала 1,5 миллиона человек, и еще 1 миллион семей ожидали получение земельного участка для строительства дома. То есть, количество нуждающихся в жилье составляет более 2,5 миллионов человек - это число потенциальных участников программы «7-20-25», инициированной Президентом.

Однако, согласно информации, предоставленной Национальным банком и ипотечной компанией «Баспана», на 29 августа т.г. по программе «7-20-25» было принято всего 1803 заявок, из них одобрено только 1 190. И это не 1%, даже не один промилле, в лучшем случае - только его половина.

Так, зарегистрировано заявок: в Туркестане, Мангистауской области - 0, в Северо-Казахстанской области - 1, в Атырау - 1, в Павлодаре - 9, в Жамбылской области - 10. Конечно, такие показатели не внушают оптимизма.

В этой связи, депутаты «Ак жола» попытались выяснить причины таких результатов в ходе встреч с избирателями.

Среди таких причин можно назвать неэффективную работу местных государственных органов и недостатки в условиях самой программы.

Так, несмотря на то, что на руках у них имеются готовые списки нуждающихся в жилье, местные власти не проводят с ними разъяснительной работы, сидят в кабинетах и ждут, когда граждане сами откуда-нибудь услышат о программе и придут к ним. Что мешает в 21 веке проявить инициативу, обзвонить эти же самые списки и объяснить условия новой программы? Даже если бы ее условиями заинтересовался 1% очередников, то уже можно было обеспечить жильем не сегодняшнюю тысячу, а не менее 25 тысяч семей.

Кроме того, и сами условия программы не соответствуют местным особенностям ряда регионов. Так, Туркестанская область и г.Шымкент являются одними из самых густонаселенных регионов. Здесь много многодетных семей, для которых не подходят одно-двухкомнатные квартиры.

А условиями Программы для этого города стоимость жилья ограничена 15 миллионами тенге, на которые здесь можно купить только двухкомнатную квартиру. И как в ней разместиться семье с 4-5 детьми? Совсем недавно город Шымкент был официально объявлен городом республиканского значения,  как Астана и Алматы, для которых лимит стоимости жилья установлен в 25 млн.тг. Почему возможности для приобретения жилья по данной программе у жителей нового мегаполиса в два раза ниже?

По нашему мнению, эта программа ориентирована на три направления: обеспечение жильем нуждающихся, возобновление ипотечного кредитования банками, придание нового импульса жилищному строительству. Но очевидно, что в ходе подготовки условий программы разработчик в лице Нацбанк не в полной мере учёл реальную ситуацию.

В результате недостатки вынуждены на месте заполнять инициативные акимы. К примеру, акимат Шымкента помогает некоторым социальным группам, оплачивая половину первоначального взноса. В целом, эти условия ориентированы на граждан и банки.

Но партия «Ак жол», представляющая интересы бизнеса, не меньше обеспокоена положением участвующих в программе строительных компаний. По данным Ассоциации застройщиков, цены на основные строительные материалы резко возросли за последние полгода. Так, цена на цемент удвоилась, а на металлопрокат – в 2,5 раза. Тем самым строительство домов по ценам, указанным в программе, перестаёт закрывать себестоимость строительства.

Только вчера, Вы, уважаемый Данияр Талгатович, на заседании Правительства озвучили свой прогноз о нарастающем росте инфляции. Это тоже скажется на участниках программы. И не случайно по информации Союза строителей Казахстана, в последние месяцы многие предприниматели уходят из этого сектора в торговлю или вообще бросают бизнес.

Учитывая вышеизложенное, депутаты фракции ДПК «Ак жол» просят:

1. Повысить верхний предел ипотечного кредита до 25 миллионов тенге для Шымкента в связи с его статусом мегаполиса;

2. Изучить положительный опыт местных акиматов по стимулированию программы 7-20-25 через субсидирование первоначального взноса для уязвимых социальных групп и распространить его на всю Программу;

3.  Разработать для строительных компаний-участников Программы механизмы защиты от инфляции и роста цен на строительные материалы или пересчитать стоимость жилья для участия в программе.

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
          Ответ Председателя Национального Банка Республики Казахстан