07
Ноября

07.11.2018

Азат Перуашев озвучил предложения по доработке ГПИИР для эффективного исполнения Послания Президента – депутатский запрос

Премьер-Министру РК
 

Уважаемый Бахытжан Абдирович,

Послание Президента Республики Казахстан «РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ КАЗАХСТАНЦЕВ: ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ», актуализировало ряд задач, реализуемых в поддержку бизнеса в программе индустриально-инновационного развития (ГПИИР).

           

В этой связи фракция «Ак жол» предлагает рассмотреть возможность внесения  дополнений в указанную программу.

1) Прежде всего, считаем нужным учитывать, что поставленная Главой государства приоритетная задача повышения благосостояния казахстанцев, и в частности, повышение зарплат,можетоказаться нивелированнойне только ростом тарифов монополистов, но и нестабильностью национальной валюты.

«Ползучая» девальвация тенге стала огромной проблемой для отечественных производителей. Многие из них используют импортируемые сырьё и материалы, работают на импортном оборудовании и т.д. Поэтому ощутимые колебания тенге прямо сказываются на себестоимости выпускаемой ими продукции.

 В этой связи фракция «Ак жол» считает крайне важным включить в инструменты ГПИИР государственную поддержку в страховании валютных рисковдля предприятий, выпускающих ТНП для внутреннего рынка Казахстана.

Такая мера имела бы значение не только для защиты бизнеса, но и для поддержания покупательной способности населения.

2)  Наряду с хеджированием валютных рисков, поддержка государства может сыграть эффективную роль и в развитии альтернативных, не-банковских инструментов финансирования бизнеса, прежде всего через вовлечение предприятий на фондовый рынок. Так, и для потенциальных эмитентов, и для участников было бы весьма привлекательным субсидирование выплат инвесторам по обязательствам отечественных товаропроизводителей, размещённых на МФЦА, и т.д.

3) Считаем, что важной составляющей ГПИИР в свете поручений Президента о насыщении внутреннего рынка отечественными товарами, должна стать целенаправленная политика импортозамещения.

Причём, речь идёт как о импортозамещении потребительских товаров (ТНП), так и товаров производственного назначения (техники, оборудования, материалов).

В этих целях необходим анализ импорта для выявления наиболее актуальныхпозиций, производство которых может быть налажено в Казахстане; а также определение ведущих мировых производителей таких товаров.

Имея в виду данное в Послании требование о повышении качества жизни, а также предъявляемые критерии качества на корпоративном рынке (закупки национальных компаний и иностранных инвесторов), важным элементом политики импортозамещения должна стать государственная поддержка затрат бизнеса на приобретение мировых производственных лицензий (франшиз, технологий) по утверждаемому Правительством РК перечню ведущих международных производителей.

Этот подход позволит не только ставить вопрос о замещении импортных товаров отечественными, но и о выводе их качества на достойный уровень, не уступающий мировым требованиям.

4) Одновременно с этим, учитывая значительные объёмы государственной поддержки бизнеса, а также чётко заявленный Президентом приоритет безопасности и качествапроизводимой продукции в интересах простых казахстанцев, полагаем возможным рассмотреть вопрос о лишении бизнеса господдержки (субсидий, налоговых льгот, льготного кредитования и т.д.) за регулярные выпуск и реализацию товаров и услуг, не соответствующих требованиям национальных и межгосударственных стандартов.

Реализация продукции, не соответствующей требованиям безопасности, технических регламентов либо без подтверждения таковых – должна немедленно пресекаться, а сам товар, как представляющий угрозу здоровью и жизни людей - изыматься с рынка и конфисковаться для последующей утилизации.

Считаем, что во исполнение Послания необходимо внести соответствующие поправки в КоАП и законодательство о техническом регулировании.

5) Поручения Главы государства о развитии внутреннего рынка актуализирует и тему офсетной политики, поднимаемой фракцией 'Ак жол' все годы работы в Парламенте.

Полагаем, что давно назрела необходимость разработки соответствующего Закона, регламентирующего встречные обязательства крупных иностранных сырьевых компаний по направлению части получаемой от эксплуатации природных богатств Казахстана прибыли - на трансферт технологий (лицензий)по производству и сервисному обслуживанию используемого оборудования, заменяемых узлов и деталей; а также на создание соответствующих производств и сервисных компаний с участием местного бизнеса, в том числе путём заключениядолгосрочных контрактовс казахстанскими производителями.

Уполномоченным органом такой законопроект разрабатывался с 2010 года, но постоянно откладывался по надуманным причинам, несмотря на требования депутатов.

Уверены, что принятие закона «Об офсетной политике» отвечает идеологии и духу Послания, необходимые предпосылки для него депутаты Парламента отстояли и в упорной дискуссии в ходе обсуждения Кодекса 'О недрах' в прошлом году.

Помимо прочего, подобный подход обеспечит опережающий рост доли МСБ в добывающих регионах (Павлодарская, Карагандинская области, ВКО, Кызылординская, Атырауская, Мангыстауская области), где доля МСБ составляет 10-15% и отстаёт от среднереспубликанских показателей в 2-2,5 раза.

6) Как известно, Президент Назарбаев Н.А. прилагает огромные усилия, чтобы привлекать в национальную экономику как внутренние, так и внешние инвестиции.В этих целях Правительством были разработаны меры по поддержке инвестиций, включающие налоговые преференции и инвестиционные субсидии, которые вошли в Предпринимательский кодекс.

Однако, как показала практика, применение инвестиционных субсидий (возврат до 30% инвестиций после выхода проекта на заданную мощность) оказалось чрезмерно затратным для бюджета.

Так, отвечая на запрос фракции «Ак жол» от 22 сентября 2017 г., Правительство сообщило, что выплаты инвестсубсидийиз бюджета только по проектам в промышленностиза 5 лет могут составить порядка 500 млрд. тенге, в связи с чем для получения инвестсубсидий были увеличены требования по объему инвестиций до 5 млн. МРП, а также сокращены отрасли их применения.

Однако по нашему мнению, подобные затраты бюджета можно ожидать только при субсидировании инвестиций в мега-проекты, такие как гигантские нефтехимические или горнометаллургические предприятия. Но их затратность не должна оттягивать средства, которые могли бы повлиять на структурные изменения во всей экономике, не должна блокировать инвестиционное субсидирование других проектов, включая высокотехнологичные.

С учётом поставленной в Послании задачи Правительству сфокусироваться на несырьевом экспорте, необходимо пересмотреть условия инвестиционного субсидирования, отказавшись от сверхдорогих проектов в сырьевых отраслях и первичной обработке,  и определив, что для экспортоориентированных производств инвестсубсидии применяются только для проектов по производству готовой продукции.Это позволит государству снизить затраты бюджета на данную преференцию и одновременно активно влиять на структуру экспорта, стимулируя производство технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

7) При этом считаем, что экспортная поддержка не должна ограничиваться дипломатическими или информационными мерами. В современном мире огромное значение для продвижения товаров играют также процедурысертификации и экспертизы качества, а такжеспособность бизнеса к правовой защите своих интересов. В этой связи, необходима подготовка специалистов указанного профиля, а также активное продвижение англоговорящих представителей Казахстана в международных арбитражных органах в основных странах-партнёрах по внешнеэкономической деятельности.

8) Для стимулирования производства товаров на внутренний рынок в рамках «Экономики простых вещей», необходимо включить в перечень приоритетных отраслей для инвестсубсидий производство товаров народного потребления, включая легкую промышленность, детские и гигиенические товары и т.д., которые в настоящее время там отсутствуют.

Кроме того,  желательнораспространить инвестиционные субсидии в этом сегменте на проекты с объёмом инвестиций от 2 млн МРП, а также ввести аналогичный инструмент в программу «Дорожная карта бизнеса-2025» в видевозмещения части затрат МСБ на строительно-монтажные работы и приобретение современного оборудования для проектов по производству ТНП согласно «Экономики простых вещей».

9) Очевидно, что вкупе с поддержкой бизнеса, заданный Президентом Н.А.Назарбаевым тренд на укрупнение населённых пунктов и развитие агломераций приведёт к появлению массы новых субъектов предпринимательства. В то же время, концентрация населения вокруг центров на местах и экономическая специализация регионов повлекут активизацию товарооборота и транспортировки грузов между агломерациями на внутреннем рынке, что увеличит долю затрат на логистику в себестоимости продукции.

В этой связи полагаем необходимым Правительству рассмотреть возможность субсидирования ж/д тарифов на внутренние перевозки товаров народного потребления, а также местных материалов в рамках государственных программ (жилищного строительства, инвестиционных проектов и т.д.).

10) Как показывает ситуация с программой «7-20-25», одной из причин, сдерживающих реализацию столь нужной для населения инициативы, является недостаток предложения на рынке первичного жилья по утвержденным ценовым параметрам. Это вызвано активным вывозом из Казахстана основных стройматериалов – цемента и металлопроката в соседний Узбекистан, приступивший к масштабным изменениям в экономике. Данная ситуация уже привела к росту цен на стройматериалы и себестоимости строительства, которое вышло за ценовые параметры программы. И в обозримой перспективе эта тенденция будет сохраняться.

В этой связи, по примеру ряда стран, предлагается рассмотреть субсидирование цен местных производителей на материалы, закупаемые строительными компаниями в рамках реализации государственных жилищных программ.

11) В отношение переработки других видов местного сырья полагали бы также целесообразным стимулирование заготовительной (экспедиторской) деятельности отечественных сельхозпереработчиков, прежде всего через налоговые инструменты (такие, как введение пониженной отраслевой ставки НДС на уроне 0%) и выделение субсидий сельхозпроизводителям через сельхозпереработчиков, приобретающих их продукцию.

Без такой поддержки масса потенциального сырья личных хозяйств (шкуры, шерсть) выбрасывается, либо вывозится за рубеж в необработанном виде (зерновые, масличные), представляя собой упущенную выгоду для отечественной экономики.

12) Возвращаясь к риску «вымывания» повышения зарплат и господдержки предприятий завышенными тарифами монополистов, фракция «Ак жол» предлагает рассмотреть вопрос о выведении деятельности монополистов, оказывающих услуги энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения из-под системы управления рисками.

Полагаем, что такие направления их работы, как обоснованность тарифов и выполнение инвестиционных обязательств могут и должны контролироваться уполномоченными госорганами в «ручном» режиме и предлагаем наделить антимонопольное ведомство соответствующими полномочиями.

Парламентская фракция ДПК «Ак жол» предлагает Правительству рассмотреть данные предложения, направленные на эффективное исполнение Послания Президента народу Казахстана.
            
            Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан

 
           Ответ Вице-министра национальной экономики РК