Первому заместителю Премьер-Министра,
Министру финансов РК
Смаилову А.А.
Уважаемый Алихан Асханович!
Последние несколько лет характеризуются значительными положительными изменениями в отношении государственного регулирования бизнеса. Безусловно, эта тенденция – результат планомерных действий и мер, принимаемых Главой государства для поддержания и укрепления предпринимательской инициативы.
По поручению Президента РК был разработан новый Налоговый кодекс. Несмотря по значительную работу, проведенную депутатским корпусом и государственными органами по снижению количества отсылочных норм и неоднозначно толкуемых норм, Налоговый кодекс в силу своей специфичности остается правовым актом, имеющим сложную терминологию, стиль изложения, структуру, и предполагает наличие значительного числа нормативных актов различного уровня иерархии.
В целях сохранения социально-экономической направленности проводимой государственной политики в кодексе получили свое дальнейшее развитие нормы, обеспечивающие снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, льготы социального характера и инвестиционные преференции. Для обеспечения переходных периодов и адаптации к требованиям, предъявляемым налоговым законодательством, в Налоговом кодексе содержится значительное количество норм, вводимых в действие в разные годы (2018, 2019, 2020 и др.). Одновременно постоянно усложняется практика налогового администрирования.
Все это не способствует появлению у предпринимателей и населения в целом ясной и четкой картины о проводимой государством налоговой политике. Тем более, что при обращении налогоплательщиков в уполномоченные органы, которые нередко ограничиваются простым цитированием статей Налогового кодекса. Более того, трактовка местными и вышестоящими налоговыми органами одних и тех же норм нередко противоречит друг другу, а расплачиваться за эти разночтения в любом случае приходится бизнесу.
Таким образом, вопрос однозначного толкования Налогового кодекса становится сегодня все более актуальным.
К сожалению, несмотря на то, что с момента принятия независимости Казахстан принял уже три Налоговых кодекса, официальный Комментарий к ним в целом ни разу не был разработан.
Полагаем, что Комментарий должен содержать постатейные разъяснения норм Налогового кодекса, при этом для положений, касающихся исчисления налоговых обязательств обязательны примеры расчета налоговой нагрузки. При разработке Комментария к Налоговому кодексу важно проанализировать имеющиеся подходы органов государственных доходов, и судебную практику.
Комментарий должен быть утвержден уполномоченным органом либо Правительством, как официальный документ и неотъемлемая часть Налогового кодекса, исключающий иное толкование статей налоговыми органами при осуществлении любых форм налогового контроля. Необходимо также определить порядок внесения дополнений в Комментарий в результате ежегодных изменений налогового законодательства и проблем, возникающих в ходе его правоприменительной практики.
Принимая во внимание, что Комментарий к Налоговому кодексу должен быть рассчитан на все категории налогоплательщиков, работников налоговых, финансовых органов, судейский корпус, консультантов, для обеспечения широкого охвата аудитории к разработке Комментария должны привлекаться не только сотрудники уполномоченных государственных органов, но и независимые эксперты, а также бизнес-сообщество в лице Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
Считаем, что в результате проведенной работы существенно снизится количество налоговых споров, усилится информированность предпринимателей и повысится налоговая культура среди налогоплательщиков в целом, что приведет также к улучшению имиджа органов государственных доходов и финансовых органов.
Просим рассмотреть данный вопрос и информировать о работе, проводимой Вашим министерством в направлении повышения налоговой культуры.
Депутаты фракции «Ак жол»
Ответ